В начале 1990-х годов в России было неспокойно. Никто пока не понимал, как работает западный бизнес, а в законодательство постоянно вносились изменения. Зарождающимся бизнесом управляли преступные организации, жизнь многих предпринимателей обрывалась от пули наемного убийцы.
Тогда Юлия Демченко работала заместителем декана в Ленинградском электротехническом университете (ЛЭТИ). Она специализировалась на автоматизированных системах судов, параллельно занималась исследовательской работой и преподаванием.
В 1993 году она впервые попробовала вместе со своим коллегой начать предпринимательскую деятельность и открыла фирму под названием ООО «Лэнд». Через пять лет эта работа стала для нее основной.
Первые шаги компании «Лэнд» были не очень уверенными. В середине 1990-х она стала представителем итальянского производителя торгового оборудования Arneg. Главным направлением деятельности «Лэнда» стал ремонт и оборудование магазинов. Затем фирма разрослась до сети супермаркетов премиум-класса.
«Тогда в Петербурге практически не было продовольственных магазинов западного уровня, поэтому люди приходили к нам как в музей», — вспоминает Демченко.
Когда популярность первого магазина превзошла все ожидания, предприниматели приняли решение создать в городе целую сеть супермаркетов премиум-класса. Кроме оборудования магазинов, компания стала заниматься строительной деятельностью, и сейчас она строит по всей России сети продовольственных супермаркетов «под ключ».
В 2017 году розничная торговля в Петербурге находится совершенно на другом уровне, чем два десятка лет назад. В городе работает несколько отечественных и международных сетей супермаркетов, одной из которых является финская «Призма».
Начиная с 2014 года, когда были ведены продуктовые санкции, ассортимент товаров и их качество, по мнению многих, ухудшились.
Большая часть сотрудников супермаркетов сети «Лэнд» — пожилые женщины, многие из которых уже вышли на пенсию по своей основной профессии. Возраст выхода женщин на пенсию в России — 55 лет. По мнению Демченко, пожилые сотрудники относятся к работе особенно хорошо именно благодаря жизненному опыту.
«Для нас самое главное — атмосфера в коллективе и высокий уровень культуры обслуживания, клиент всегда в центре внимания».
«Лэнд» — сеть супермаркетов для верхушки среднего класса и богатых покупателей?
Юлия Демченко говорит, что она трудоголик и получает удовольствие от каждой минуты на работе, хотя рутинные дела и требуют много времени.
Постепенно она передает оперативное управление сетью «Лэнд» молодым профессионалам.
Кроме бизнеса предприниматель увлекается искусством и следит за развитием уровня образования в России.
«Я очень люблю преподавать и общаться со студентами. Наверное, я никогда бы не ушла из университета, если бы после распада Советского Союза финансирование вузов не рухнуло».
По словам Демченко, финансирование науки в России до сих пор находится в плачевном состоянии, и она очень обеспокоена этой ситуацией. В российском обществе достаточно и других проблем, но предприниматель подчеркивает, что идеального общества вообще не существует.
«Я отношусь к сотрудникам так же, как и к студентам. Людей надо уважать и воодушевлять. Никогда нельзя повышать голос. Если сотрудник совершает ошибку, его надо простить и мотивировать на достижение успеха», — подчеркивает Демченко.
Воспоминания о советском времени: «У нас был прототип мобильного телефона»
Хотя сейчас Советский Союз представляют отсталой страной в таких областях, как информационные технологии и производство полупроводников, разработки находились на очень высоком уровне. Почему идеей коммерческого мобильного телефона прославился все же не Ленинград, а Финляндия?
«Насколько я знаю, у нас был разработан прототип мобильного телефона, но в Советском Союзе не было рынков сбыта и не было понятия о коммерции. Кому был нужен такой телефон?»
Какую базу заложила работа в ЛЭТИ?
«Я получила прочную базу: в университете я научилась думать, анализировать возможности и принимать решения. Мне нравилось преподавать, я использовала свои педагогические навыки в обучении сотрудников».
В 1998 году Россию потряс первый экономический кризис после распада Советского Союза, который вызвал банкротство многих предпринимателей. «Лэнд», тем не менее, смог выстоять. Трудности казались непреодолимыми. Как было организовано финансирование?
«Мы брали деньги в долг у друзей, а позже брали кредиты в банках. Расходы были иногда хаотичными, и годовой процент по кредитам мог составить 170%. Кредит брали под залог склада. Когда годовой процент на каком-то этапе снизился до 25%, это показалось огромной удачей».