У каждого времени — свои профессии. И пока старые профессии отмирают, внезапно появляются новые. Например, в России в настоящее время пользуются спросом необычные специалисты. Их ищут и такие банки, как Raiffeisen и UniCredit.
В действительности, мир сталкивается с совершенно иным, скорее даже прямо противоположным, явлением. Из-за оцифровки и искусственного интеллекта некоторые традиционные профессии постепенно вымирают. Так, например, во время недавнего выступления в Москве известный американский физик и футуролог Митио Каку (Michio Kaku) написал русским в книгу для памятных записей, что в будущем, скорее всего, простые услуги в медицинской или даже в юридической сфере будут оказывать соответствующие программы, а не люди.
Правда, это никак не влияет на то, что, как недавно сообщила деловая газета РБК, сейчас как раз именно там возникает новая профессия, до недавнего времени еще невиданная, и спрос на таких специалистов стремительно растет. Их зовут санкционщиками.
По словам хедхантеров, наблюдается прямо-таки дефицит таких специалистов, которых на немецком можно назвать «экспертами» или «консультантами по санкциям». Углубившиеся в эту нишу от клиентов отбоя не знают. Те, кто намеревается специализироваться в этой сфере на предприятии, могут рассчитывать на прибавку к зарплате в 30-40%.
В этом нет ничего удивительного. Ведь на Россию наложено огромное количество санкций. С тех пор как в марте 2014 года США, ЕС, Новая Зеландия и Канада ввели первые санкции из-за аннексии Крыма и российского вмешательства в конфликт на востоке Украины, постоянно добавляются все новые ограничения. С одной стороны, они направлены против отдельных личностей, с другой — против определенных компаний, с третьей — против целых секторов.
Дополнительные ограничения
Так, в рамках подписанного в августе закона о санкциях CAATS, который должен вступить в силу 29 января, США как раз недавно составили список из 33 предприятий оборонно-промышленного комплекса, которых коснутся дополнительные ограничения, например, в сфере кредитования. Сюда относятся компании из нефтегазового сектора, для которого отныне запрещены не только сотрудничество и инвестиции в российские офшорные нефтяные проекты, но также и в зарубежные проекты, если российские компании, попавшие под санкции, имеют в них долю свыше 33%. Насколько сильно это ударит по рынку капитала и действительно ли гражданам США будут запрещены инвестиции в российские государственные облигации, решится в ближайшее время.
Если вышеназванные специалисты пользуются спросом прежде всего в сфере товаров народного потребления, то финансовые и юридические специалисты по санкциям — в первую очередь в юридических фирмах, инвестиционных фондах и банках. Все пять крупных российских государственных банков, попавших под санкции, а также филиалы таких оставшихся в России западных банков, как UniCredit или Raiffeisen, недавно разместили объявления о вакансиях для вышеуказанных специалистов на сайте рекрутингового агентства Headhunter.ru. «Ведущий специалист группы финансовых санкций» — так называется объявление от Райффайзенбанка. Одно из требований: не менее одного года опыта работы по направлению «санкционный комплаенс».
Профессия имеет традицию в США
В России пока еще не было больших возможностей получить опыт в этой сфере. Ведь санкции действуют всего три с половиной года. В самих же США профессия имеет многолетнюю традицию. Но и там, согласно данным агентства Bloomberg, ее популярность с 2014 года возросла.
Пожалуй, в России популярность и спрос на санкционщиков будут продолжать расти. Новая череда санкций со стороны США, которая началась с подписания закона о санкциях CAATS 2 августа, в настоящее время уточняется конкретными определениями его отдельных положений. И поскольку теперь ограничения не могут быть сняты президентом США, а только Конгрессом, то нужно настраиваться на длительные санкции со стороны Соединенных Штатов, как недавно в интервью газете Presse am Sonntag объяснил Алексис Родзянко, глава американской внешнеторговой палаты в Москве. Конкретно: «По меньшей мере 20 лет».