Несмотря на приближение холодной зимы, Ближний Восток, кажется, ожидает «горячий» период напряжённости и потрясений.
В связи с развитием кризисов в регионе и, как следствие, возможностью начала войн цена на нефть немного увеличилась до рекордных 56 долларов. По этой причине цена на нефть марки Brent может достичь примерно 60 долларов, чему способствует резкое сокращение объёма экспорта иракской нефти в связи с напряженностью в курдском регионе. Примечательно, что экспорт нефти из Иракского Курдистана через турецкий порт Джейхан достигает в среднем 216 тысяч баррелей в сутки, что гораздо ниже привычного показателя в 600 тысяч баррелей в сутки. В Ливии из-за беспорядков производство нефти упало 600 тысяч баррелей в сутки.
Британская газета The Guardian сообщила, что рост цен на нефть достиг самого высокого уровня с июля 2015 года. Отмечается, что это произошло в результате недавней кампании по борьбе с коррупцией в Саудовской Аравии. Среди других факторов повышения цен на нефть можно выделить встречу Саудовской Аравии, России, Казахстана и Узбекистана. Страны выразили желание сохранить имеющиеся ограничения на добычу нефти для решения проблем избыточного предложения и поддержки цен.
Как утверждает британское издание, другие геополитические события также сыграли определенную роль в повышении цен на нефть. Так, к примеру, существуют опасения по поводу возможных действий иракского правительства в курдских нефтедобывающих регионах и учащения нападений на объекты нефтяной инфраструктуры в дельте Нигера.
Действительно, в конце октября представитель США в Организации Объединенных Наций Никки Хейли в рамках дипломатической миссии посетила Эфиопию, Южный Судан и Демократическую Республику Конго (ДРК) для решения двух самых сложных проблем в Африке: хаотического политического насилия и гуманитарных катастроф, опасаясь, что они могут создать угрозу безопасности Соединенных Штатов.
Представитель США заявила, что Соединенные Штаты считают Африку очень важным регионом мира. Они видят в ней как большие возможности, так и проблемы и желают помочь региону в решении этих проблем. Что еще важно, так это то, что Соединенные Штаты хотят узнать, смогут ли они выстроить с африканскими государствами партнёрские отношения, будь то посредством экономического роста, стратегических мероприятий или политических решений.
Хейли предупредила, что игнорирование продолжающихся конфликтов в Африке может создать вакуум как прекрасную возможность для усиления экстремистских групп, как это произошло в Южном Судане.
Схожее видение
Аналогичным образом, если мы разделим взгляды Хейли на происходящее на Ближнем Востоке в настоящий момент, то можем заметить ускоренные шаги с целью сдержать и урегулировать кризис.
«Важно поговорить со всеми. Я слышал очень жесткие заявления Саудовской Аравии в адрес Ирана, и имею другое мнение на этот счёт. На мой взгляд, сотрудничество с Саудовской Аравией в целях обеспечения региональной стабильности является одной из главных задач». В попытке обуздать иранскую гегемонию в регионе президент Франции Эммануэль Макрон встретился с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом в ходе двухчасового визита в Эр-Рияд, о котором было внезапно объявлено по завершении визита французского президента в Объединенные Арабские Эмираты.
В ходе визита, направленного прежде всего на снижение напряженности между Эр-Риядом и Тегераном, Макрон сказал, что Франция играет миротворческую роль. Также он попросил о финансовой помощи объединённым вооруженным силам в регионе Сахеля.
Так, Франция поддержала инициативу, выдвинутую пятью странами этого африканского региона (Мавритания, Мали, Буркина-Фасо, Чад и Нигер) по созданию объединённых вооружённых сил для борьбы с экстремистскими группировками в пограничном треугольнике между Мали, Буркина-Фасо и Нигером.
ЕС должен согласовать свою поддержку этим странам на встрече в Брюсселе 14 декабря, в которой примут участие лидеры пяти африканских государств и их коллеги из Европейского союза.
Первоначально оперативный бюджет этих сил оценивался в 423 миллиона евро, но эта сумма может быть сокращена до 240 миллионов евро. Каждое из пяти государств пообещало внести 10 миллионов евро, в то время как Франция пообещала выделить 8 миллионов евро, Соединенные Штаты — более 51 миллиона евро.
Сдерживание Ирана
В то же время перспективы начала войны весьма далеки, однако все же есть. В начале октября Фонд Карнеги за международный мир провел интервью с Язидом Сайегом, чтобы узнать о его взглядах на недавние события на Ближнем Востоке, включая отставку Харири, конфликт между Саудовской Аравией и ливанским правительством и продолжающееся противостояние между Саудовской Аравией и Ираном в регионе.
Язид Сайег является ведущим экспертом Фонда Карнеги за международный мир. Он занимается исследованием таких вопросов, как сирийский кризис, политическая роль арабских армий, трансформация органов безопасности на переходных этапах, авторитаризм, палестино-израильский конфликт и мирный процесс.
#Iran in the #Saudi Media #Tehran #Cartoon pic.twitter.com/g1vQVZ1RUf
— Mahmoud Ahmad (@AnaJEDDAWI) 26 июня 2013 г.
Что касается возможных действий Саудовской Аравии перед лицом Ирана и связанных с ним региональных угроз, то Сайег считает, что война в этом случае является негативным инструментом. Традиционно это крайний вариант, поскольку он самый дорогой и наименее результативный. Война в Йемене обернулась для Саудовской Аравии убытками в десятки миллиардов долларов и появлением ещё одного несостоявшегося государства в непосредственной близости от королевства. Тем самым Йемен станет источником угроз безопасности Саудовской Аравии и это, конечно же, будет сопровождаться притоком беженцев и необеспеченных людей в течение многих лет. То же самое касается смещения эпицентра противостояния Ирану в Ливан, что может в конечном итоге ослабить союзников Саудовской Аравии внутри Ливана и, возможно, приведёт к совершенно противоположным результатам. В прошлом мы наблюдали поддержку сирийской оппозиции со стороны королевства, и хотя это было оправдано для него, в течение последних двух лет Саудовская Аравия прекратила использовать этот инструмент.
Сайег считает, что необходимо, чтобы королевство придумало другой способ борьбы с Ираном. Опция, которая до сих пор не исчерпана саудовским руководством в отношениях с иранцами, заключается в создании механизма или официального форума для поддержания постоянного диалога с Ираном. Не обязательно находить решения всех проблем, достаточно прийти к согласию относительно того, чтобы проблемы не дошли до уровня вооруженного конфликта. Это проблемы Йемена, Ирака, Сирии, Ливана, цен на нефть и ядерного досье. Необходимо создать двусторонний саудовско-иранский механизм, который бы обеспечил постоянный диалог для уменьшения масштабов проблем и поиска альтернатив и решений некоторых из них.
Между тем, Джон Аллен, руководитель Института Брукингса, и Майкл О'Хэнлон, старший научный сотрудник и директор отдела внешнеполитических исследований в том же институте, подтверждают, что существует настоятельная необходимость в поиске лучшей стратегии сдерживания Ирана и контроля над ним. Такая стратегия должна содержать следующие элементы: обязательство поддерживать военное присутствие США в Ираке в течение длительного периода и расширение пакета помощи стране. В идеале это обязательство должны выполнить союзники из числа стран Персидского залива и НАТО.
В Сирии Соединенным Штатам наряду с международными организациями следует оказывать помощь в целях обеспечения безопасности и экономической поддержки районов, не находящихся под властью Асада и «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в РФ — прим. ред.). Некоторые из этих районов следует рассматривать в качестве автономных регионов и помогать им в самоуправлении. Кроме того, существует потребность в большей численности вооружённых сил и поддержке со стороны западных стран и Совета сотрудничества государств Персидского залива (ССАГПЗ) по отношению к тем, кого исследователи из Института Брукингса называют «умеренными повстанцами» в северо-западной части страны.