Каталонский конфликт вновь вызвал появление избитого тезиса о вездесущих русских хакерах, без которых немыслимо ни одно геополитическое потрясение. СМИ не замедлили откликнуться на это в достаточно ироничном ключе. В частности, газета El País от 11 ноября поместила статью под заголовком «Россия использовала венесуэльский сегмент интернета для обострения каталонского кризиса». Хитроумнейший российско-венесуэльский ход, достойный газеты, которой руководит Хуан Луис Себриан (Juan Luis Cebrián). В действительности ничего нового в этом не было. В сентябре в той же El País были опубликованы статьи «Российская система вмешательства и каталонский кризис», «Россия рассматривает Каталонию в качестве приоритетной цели по ослаблению Европы», «Русские хакеры осуществляют техническую поддержку сайта референдума», «Пророссийские интернет-ресурсы увеличивают на 2 000% свою деятельность в поддержку референдума в Каталонии». К занудному и скучному хору обвинителей со стороны правительства присоединились Мариано Рахой, Мария Долорес де Коспедаль и Иньиго Мендес де Виго (Íñigo Méndez de Vigo). Они говорили о хакерских атаках с серверов, расположенных на территории России, при помощи «многочисленных» посланий, которые запускались в социальные сети с целью дестабилизации Европы.
То есть, какие-то ребята садятся за компьютеры, рассылают письма по соцсетям и таким образом дестабилизируют целый континент. В США твердят примерно то же самое, вроде того, что русские хакеры создали ложные аккаунты и добились того, что Трамп победил на выборах.
Тезисы о русском вмешательстве распространяют также официальные представители и СМИ Евросоюза, не утруждая себя представлением каких-либо доказательств: «Активность хакеров в социальных сетях, действовавших с территории России и Венесуэлы, была наглядно подтверждена главными политическим событиями в Европе, будь то референдум о Брексите, президентские выборы во Франции или кризис в Каталонии, и всегда была направлена на дестабилизацию Европы» (ABC, 21 ноября). И, конечно, НАТО тоже бьет в набат: Центр стратегических коммуникаций НАТО призывает Испанию повысить бдительность ввиду возможного российского вмешательства.
Но все дело в том, что ЕС так и не обнаружил каких-либо следов российского вмешательства в каталонские события.
Антироссийская кампания началась с обвинения российских СМИ в пропаганде и дезинформации, а затем перешла к обвинениям в кибератаках. Уже в 2015 году, после того как на Украине разразился кризис, ЕС выделил миллионные средства на противодействие российским СМИ, которых он обвинял в дезинформации и манипулировании фактами. Было создано агентство под названием East Stratcom, которое распространяло информацию, направленную на противодействие русским. Утверждалось, понятное дело, что они, мол, «дезинформируют», а мы вот сейчас выделим деньги, чтобы нейтрализовать их и «информировать». В январе были выделены очередные денежные средства для обеспечения работы East Stratcom.
Самое занимательное заключается в том, что пока получаемая нами информация шла исключительно из западных источников, наши правящие круги выступали в качестве убежденных поборников свободы слова для негосударственных СМИ. На свободу слова всегда покушались «другие» — русские, китайцы, арабы и т.д. Именно они не давали работать нашим СМИ и обманывали свои народы, распространяя ложь на официальном уровне.
Занимательно то, что до 2016 года одним из каналов российской пропаганды в Испании была… газета El País, поскольку в ней было приложение Russia Beyond The Headlines (RBTH), подчиняющееся Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, то есть, финансировалось Кремлем. Этому же агентству подчиняются все российские СМИ, которые El País теперь обвиняет в пропаганде.
Когда El País получала немалые суммы за публикацию этой «пропаганды», все было в порядке, но как только российская сторона прекратила платить запрашиваемую сумму, все немедленно осложнилось.
Сейчас только ленивый не обвиняет Россию в распространении пропаганды, во влиянии или даже прямом вмешательстве в выборы с помощью хакерских атак телеканала RT и агентства Sputnik. И вот теперь Европа, всегда выступавшая за свободу СМИ, выделяет государственные деньги на противодействие российским СМИ. Прошу обратить внимание, что деньги выделяются не на запуск новых публичных и находящихся под демократическим контролем европейских представителей СМИ, в которых каждый может высказать свою точку зрения.
Европа даже убедила Google понизить RT и Sputnik в своей новостной выдаче. Вот вам и свобода печати.
Со свободой печати происходит то же, что с демократией и выборами. Они хороши лишь до тех пор, пока ими пользуются и на них побеждают свои (или те, кто платят). Поэтому, если на выборах победят плохие ребята в Испанской Республике, Чили, Гондурасе или Венесуэле, демократия заканчивается, и происходит государственный переворот. А если свободой печати пользуются русские, иранцы или латиноамериканцы, то мы блокируем их телеканалы и обвиняем в пропаганде и хакерстве.