Россия всегда охотно присваивала ордена. И даже бизнесмены, которые в отличие от политиков всегда значительно реже отмечались, все же время от времени удостаивались какой-либо награды. Так, например, Рекс Тиллерсон, нынешний госсекретарть США и бывший шеф нефтяного концерна Exxon, несколько лет тому назад был награжден в Москве Орденом Дружбы.
Но все это ничто по сравнению с тем, чем в середине ноября Кремль наградил главу газового гиганта Газпром Алексея Миллера. Президент страны Владимир Путин прикрепил на грудь своему соратнику орден «За заслуги перед Отечеством» 1 степени. Такой высокой награды в России еще не удостаивался ни один представитель экономики. Это следует рассматривать как признание заслуг Миллера в том, что Газпром является самым крупным налогоплательщиком в стране. Это можно рассматривать также как демонстративную поддержку Миллера и его концерна — крупнейшего в мире среди подобных. Однако настолько неприкасаемым и неуязвимым, как это бывало в лучшие времена, он уже более не является.
В самой России этому гиганту, который владеет 17% глобальных запасов газа и с его 467 400 сотрудников (по данным за 2016 год) по сети трубопроводов длиной в 171 200 километров снабжает газом 30 стран, — в лицо ему дует все более резкий ветер. Сам Газпром недавно предупредил об этом своих инвесторов. В последнем проспекте об эмиссии корпорационных облигаций концерн не только повторно указал на то, что более нет уверенности в том, что удастся сохранить монополию на экспорт газа по трубопроводам на длительный срок. Впервые внимание инвесторов обратили на возможность реорганизации концерна, то есть разделение его на части.
Сама эта идея не столь нова. По меньшей мере уже десять лет витает в воздухе идея о том, не стоит ли этому непрозрачному гиганту взять пример с нефтяного сектора, который после развала Советского Союза был поделен на конкурирующие друг с другом предприятия. В настоящий момент правительство не планирует проверку возможного разделения концерна на отдельные сферы деятельности, срочно заявил министр энергетики Александр Новак в одном интервью. Также и в вопросе монополии на экспорт газа по трубопроводам пока, по его словам, ничего не будет меняться. Большее негодование вызывают нападки со стороны влиятельного главы Роснефти Игоря Сечина, который частично с помощью антимонопольного ведомства хочет разрушить доходную монополию на экспорт.
Ирония истории в том, что именно угрюмый Сечин хочет юридическим путем убрать с дороги каждого, кто ему мешает наседать на Газпром. Занятно и то, что в этом Сечин действует заодно с ЕС. Потому что ЕС преследует цель подчинить запланированный второй балтийский газопровод «Северный поток — 2» из России в Германию Третьему энергетическому пакету ЕС. Этот энергопакет предусматривает разделение между операторами трубопровода и поставщиками газа и тем самым может обеспечить доступ к газопроводу Газпрома и другим поставщикам. Более жесткие правила со стороны ЕС могут заставить Путина лишить Газпром монополии на экспорт газа, считает Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis в одном комментарии для российской экономической газеты «Ведомости». Но даже если дело и дойдет до этого, сопротивление «Северному потоку — 2» только возрастает. К сопротивлению со стороны Польши, балтийских государств и Брюсселя, которые хотят уменьшить зависимость от российского газа, хотя для этого и так уже построено достаточное количество терминалов для сжиженного природного газа, добавился еще и новый датский закон. Согласно этому закону, прокладка силовых кабелей и труб по датскому шельфу может быть запрещена даже по внешнеполитическим и оборонным причинам, а также по соображениям безопасности.
Европейский союз старается с помощью юристов изменить правила в ущерб Германии и европейским партнерам Газпрома, таким как Wintershall, Shell или OMV. И он получил летом — якобы неожиданно — поддержку со стороны конгресса США, чей новый санкционный закон четко направлен против «Северного потока — 2» и предполагает штрафовать и задействованные в его строительстве предприятия. Фирмы, участвующие в сооружении трубопровода, не сомневаются в том, что американцы хотят уменьшить российскую конкуренцию, чтобы поставлять на старый континент собственный, более дорогой сжиженный природный газ. Действия США являются «очень наивными» и «ошибочными», заявил недавно Михаил Родзянко, глава торговой палаты США в Москве, в интервью газете Die Welt. Сам он, по его словам, не верит в то, что США в отношении «Северного потока — 2» в конечном счете действительно будут создавать трудности, так как закон о санкциях не прописывает этого в обязательном порядке.
В настоящее время проект продвигается вполне хорошо, после того как цена на нефть в прошлые месяцы подтянулась. Газпром от этого уже выиграл в третьем квартале и почти удвоил прибыль до 200,5 миллиардов рублей (2,89 миллиардов евро). Эти положительные показатели могут перекрыть высокую задолженность — пока.