Через неделю после победы на выборах в США Дональда Трампа председатель КНР Си Цзиньпин совершил свой третий визит в Латинскую Америку, ясно давая понять, что Китай хочет стать важнейшим партнером этого региона. «Если мы говорим на одном языке и разделяем одни и те же взгляды, значит, мы можем общаться и восхищаться друг другом вне зависимости от разделяющего нас расстояния», — заявил лидер КНР на переговорах с президентом Чили Мишель Бачелет в Сантьяго.
Спустя почти год после того, как Дональд Трамп одержал победу на выборах в США, американское правительство перестало соблюдать условия выполнения международной программы, ставя под вопрос свое участие в международных интеграционных объединениях и выходя из договоров. Зато Китай, который в последние десять лет стал важным торговым партнером Латинской Америки, усиливает свое влияние на этот регион в политической, культурной и социальной сфере, занимая место, освободившееся из-за отсутствия внятной стратегии США.
Трамп пришел в Белый дом, давая протекционистские обещания националистического толка в области развития торговли. Латинская Америка с опаской наблюдала за непредсказуемым поведением нового президента США, который не был связан с местным истеблишментом. Но не прошло и года, как американский президент подтвердил свою приверженность курсу, направленному против глобализации. Трамп вывел США из Парижского соглашения, которое подписали все страны мира, и из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) со странами Азии и Латинской Америки. Президент США пригрозил также выйти из соглашения о свободной торговле с Канадой и Мексикой. Принимая подобные решения, Трамп лишил США мировой гегемонии и заставил традиционных партнеров этого государства искать новых партнеров и укреплять с ними связи. «Мы всегда будем учитывать интересы Америки, прежде всего. Мы не можем продолжать участвовать в договорах, которые не несут никакой выгоды США», — заявил представитель Республиканской партии на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Помимо санкций против правительства Венесуэлы и выхода из торговых договоров, новая администрация США не выработала стратегии сближения со своими соседями на юге и до сих пор не назначила дипломатов на ключевые должности в Государственном департаменте. В своих редких упоминаниях о Латинской Америке США концентрирует внимание на необходимости борьбы с потоком иммигрантов и наркотрафиком. В августе прошлого года, во время краткого турне по четырем странам, вице-президент США Майк Пенс (Mike Pence) попытался смягчить риторику Вашингтона. Несмотря на телефонные разговоры с лидерами большинства стран, Трамп выбрал Европу, Ближний Восток и Азию для своих первых визитов.
«Китай пытается добиться политического влияния. Он проникает все глубже и глубже в академические, культурные, социальные круги и в СМИ. Пекин реализует множество проектов, чтобы установить связи с истеблишментом и влиятельными людьми. А именно с лидерами общественного мнения, дипломатами, журналистами, чтобы создать у них положительное представление о Китае», — заявил исследователь и журналист Хуан Пабло Карденал (Juan Pablo Cardenal) на конференции, организованной в Вашингтоне форумом политических и экономических дебатов Americas Society, Council of the Americas. Другие так не считают. «Им нужен только бизнес, сырье и торговля», — высказывает свое мнение бывший посол Мексики в Китае Хорхе Гуахардо (Jorge Guajardo).
Но в последние годы китайское правительство и связанные с ним агентства реализуют инициативы в области торговли с далеким прицелом на будущее. «Приглашают людей в Пекин якобы для участия в конференциях, для создания благоприятного впечатления о местном режиме, а потом эти люди начинают продвигать китайский режим. В латиноамериканской прессе часто можно встретить аналитику, которая вполне может составить конкуренцию речам Коммунистической партии Китая», — отмечает Карденал, который занимался исследованием влияния Китая в 40 с лишним странах.
Год назад Си Цзиньпин заявил, что его правительство планирует пригласить в ближайшее время более 10 000 молодых лидеров, 500 журналистов и около 1500 политиков для участия в разных мероприятиях. Китай открыл представительства Института Конфуция на базе университетов девяти стран для продвижения китайского языка и культуры, также предусмотрены программы студенческого обмена. Несмотря на то, что в Китае уровень свободы СМИ невысок, эта страна поддерживает тесное сотрудничество с Латинской Америкой и ежегодно проводит конференцию с участием представителей крупнейших СМИ региона. «Ассоциации, компании и правительство Китая работают над одной и той же задачей: способствуют воплощению в жизнь стратегических целей страны», — заявляет Карденал.
Другие проекты еще более красноречивы. Панама — традиционный партнер США — возобновила в июне этого года дипломатические отношения с Пекином, а в ноябре, во время трехдневного визита президента Панамы в Китай, в столице Поднебесной было открыто панамское посольство. Страны подписали около двенадцати соглашений, включая документы, направленные на продвижение культуры и туризма.
По мнению экспертов, рост популярности Китая в Латинской Америке объясняется провалом политики США. Вступление Китая на географически близкую к США территорию вызывает беспокойство и является свидетельством краха американской гегемонии. С учетом возможного краха Транстихоокеанского партнерства, которое для многих являлось экономически важным договором с США, альтернативой для Мексики стал Китай. Если это произойдет, тень Китая будет маячить на южной границе США — там, где Трамп хочет построить стену.