Каждый год гости со всего мира приезжают в Россию. И каждый год у правительства возникает большая проблема: оно хочет показать страну открытой миру и современной, однако попадает в конфликтную ситуацию из-за своих изоляционистских тенденций. Эта проблема волновала правительство еще в 2014 году, когда в Сочи состоялись зимние Олимпийские игры. И сейчас, в преддверии Чемпионата мира по футболу в следующем году, в стране возникает похожая ситуация.
В спешном порядке не только строятся необходимые стадионы европейского образца и улучшается — насколько это возможно — отсталая инфраструктура. Нужно поработать и с населением соответствующих регионов. Речь идет прежде всего об иностранных языках, открытости миру и космополитизме.
А поскольку средний россиянин, как правило, мало владеет иностранными языками, то московское правительство советует по крайней мере водителям такси использовать оставшиеся до лета месяцы, чтобы быстро выучить английский, как об этом говорится на официальном портале мэрии. Язык не должен быть идеальным, но самые важные стандартные выражения им следует выучить, считает заместитель мэра Максим Ликсутов. Он уточняет, какие выражения важны: прежде всего информация о тарифах поездки и ее продолжительности.
Можно было бы потребовать от граждан и большего, если правительство всерьез относится к началу долгосрочного международного обмена. По крайней мере, требования о владении иностранными языками выполнить не сложнее, чем другие требования к таксистам, если они хотят быть допущены к перевозке клиентов на стадионы: их машины должны быть не старше четырех лет, а штрафы за нарушение правил дорожного движения следует оплатить до начала Чемпионата мира по футболу.
Большая часть россиян никогда не бывала на Западе
Итак, Россия становится немного ближе к Европе и европейскому мышлению, в то время как конфронтация с Западом усилилась, взаимный поток туристов значительно сократился по геополитическим причинам, а в случае с россиянами — также ввиду обесценивания рубля. Причем, нельзя забывать, что, согласно последним данным, 72% россиян даже не имеют загранпаспортов, так что львиная доля населения еще никогда не была за границей, не говоря уже о Западе.
Тем не менее в России происходит постепенное сближение с западными стандартами и обычаями. Причем, не только с помощью фраз таксистов на английском языке. По своему потребительскому поведению россияне все больше напоминают европейцев, как сообщило на днях консалтинговое агентство «Делойт» (Deloitte) в анализе под заголовком «Новый Год и Рождество 2018 года» (Рождество отмечается в России в начале января, то есть после Нового Года).
В целом — и это радует — объем предрождественских покупок вновь вырос, поскольку теперь двухлетняя рецессия подходит к концу: согласно данным Deloitte, среднестатистические рождественские покупки обходятся сейчас в 17,6 тысяч рублей (253 евро) на человека, что гораздо больше, чем в начале экономического кризиса 2014 года. Россияне все чаще открывают свои кошельки, после периода, когда они несколько лет теряли реальные доходы и вынуждены были экономить. Это проявилось, кстати, и в ежедневных покупках, особенно в ноябре (на 3,7% больше по сравнению с 2016 годом). Об этом свидетельствуют данные Ромир, крупнейшего исследовательского холдинга России.
Что касается так называемой европеизации при совершении покупок, то, по данным Deloitte, это проявляется сразу по нескольким позициям. Одна из них состоит в том, что россияне из года в год все раньше приступают к рождественским закупкам и тем самым присоединяются к европейской практике — это факт, который однако определяется и политикой торговых сетей в вопросах ассортимента и скидок.
Принципиальные изменения в потребительском поведении
Однако Deloitte находит европеизацию не только в изменении временных рамок. Также и в выборе покупок россиянин все больше приближается к Западу: он становится все прагматичнее и рациональнее в выборе подарков. Например, говорится о том, что дарить книги становится все более популярным. В первую неделю декабря объем заказов книг вырос на 24% по сравнению с предыдущим годом, утверждает ведущий в стране интернет-магазин Ozon.ru. В большинстве европейских стран книги относятся к самым любимым подаркам.
Происходит принципиальное изменение потребительского поведения, заявляют торговые представители в интервью газете «Ведомости», подтверждая тем самым анализ Deloitte, в котором речь идет о том, что россияне, в отличие от прежних времен и на опыте экономического кризиса, стали более тщательно контролировать свои деньги и почти не превышают запланированных трат. Они сравнивают цены, изучают ассортимент, число спонтанных покупок сокращается.
Раньше не подсчитывали деньги, а покупали то, что хочется, или то, что понравилось. А европейцев, особенно немцев, постоянно упрекали в том, что они мелочны, расчетливы и очень редко делают спонтанные покупки. По крайней мере, в потреблении россияне сами постепенно становятся лучшими европейцами.