Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) не признает христианский праздник Рождества. В немецкой школе в Стамбуле об этом узнали во время предрождественских праздников в 2016 году. Указом министерства образования в Анкаре предписывалось, чтобы на уроках не упоминались обычаи, песни и вообще само Рождество. Тотчас же были отменены все праздники. При этом пикантной деталью является тот факт, что Турция самым тесным образом связана с одной из важнейших атрибутов праздника Рождества — рождественской елью.
Речь идет о нормандской ели или, точнее, об одной разновидности этого хвойного дерева, которая в Германии составляет около 75% всех проданных рождественских елок. Abies nordmanniana subsp. equi-trojani, как называют эту малоазиатскую или троянскую ель специалисты в области ботаники, давно уже прижилась на плантациях Дании, откуда немецкий рынок получает большую часть своих рождественских елок. Касается ли это и немецких производителей рождественских елей —ответить на этот вопрос не может даже Федеральный союз производителей рождественских елей. Там не видят разницы между Abies nordmanniana, чьей родиной считается Кавказ и черноморский регион, и Subspezies equi-trojani. Ввиду тесного родства — а для людей, далеких от ботаники, и почти незаметных признаков различия — это можно понять.
Однако троянская ель, как уже видно из названия, не только является одним из главных символов праздника Рождества, а буквально уходит корнями в основы западной культуры. Уже в самых древних мифах и рукописях дерево и горы, на которых оно росло, играют важную роль, как это доказал специалист по древней истории Йоханнес Нолле (Johannes Nollé) в своем научном труде в журнале «Gephyra». В нем референт Комиссии по древней истории и эпиграфике Немецкого археологического института в Мюнхене изучает монеты античного города Антандрос на северо-западе Малой Азии. В 1840-е годы этот город был заново открыт немецким географом Хайнрихом Кипертом (Heinrich Kiepert). С 2000-го года там регулярно производят раскопки турецкие ученые.
Антандрос был основан предположительно греческими колонистами в античной местности Троас, как называлась страна, которой когда-то владела сильная Троя. Почти 200-метровый отрог горного хребта представлял собой безопасное место для поселения.
Однако безопасность была не единственной причиной для основания города именно в этом месте. Антандрос располагался у подножия гор Ида, знаменитых своими лесами и мифами. На одной из этих гор троянский принц Парис устроил роковой конкурс красоты между тремя богинями — Герой, Афиной и Афродитой. Его выбор, как известно, стал причиной Троянской войны.
Для жителей Антандроса эти леса как основа их благосостояния были важнее. Греческий географ Страбон писал о знаменитом дровяном рынке на территории города. Еще за 400 лет до этого, во время Пелопонесской войны между Афинами и Спартой, воины строили в Антандросе из деревьев с гор Ида боевые корабли «триеры (с тремя рядами весел)», как пишет историк Ксенофонт, который как современник и эмигрант получал в Спарте информацию из первых рук.
Для того, чтобы выстоять в войне против морской державы Афин, Спарта была вынуждена перейти к закладке своего собственного флота. Именно для строительства быстрых, маневренных военных галер, чьим важнейшим орудием был укрепленный таран, троянская ель подходила настолько хорошо, что даже предпочитали не думать о том, что дерево недолговечно. Легкую и нескользкую еловую древесину охотно брали и для весел кораблей.
Другие авторы подтверждают, что Антандрос был знаменит и другими стратегическими лесными продуктами. Так, например, знаменитой стала добываемая из древесного угля смола, которая была необходима для того, чтобы конопатить корпуса кораблей.
Оттуда она попала не только в украшенные к Рождеству дома Европы, но и в его самый знаменитый круг легенд и сказаний. В «Илиаде» Гомер рассказывает галантную историю о богине Гере, которая искала средство, чтобы отвлечь своего мужа Зевса от войны за Трою. Она надеялась, что поддерживаемые ею греки наконец победят.
Она приготовила для мужа любовную ловушку, а сама стала соблазнительной приманкой. План был таков: когда ее муж устанет от любовных игр, то его должен был усыпить бог сна. Для этого бог сна спрятался на дереве, «до того, как глаза Зевса смогли разглядеть его», говорится в эпосе. «Он залез на невероятной высоты ель, самую высокую в горах Ида». Конкретное описание этого дерева Нолле рассматривает как признак того, что поэт «знал троянскую ель по собственным наблюдениям».
Однако для Гомера была важна не только высота ели, но и густота ее хвойной кроны, в которой бог сна смог спрятаться от зорких глаз отца богов. Именно за это качество, а также за высоту троянской ели Институт лесоводства Венского университета после проведенного исследования рекомендовал больше использовать именно этот подвид Abies nordmanniana для разведения рождественских елей.
Однако вернемся назад к войне богов и людей за Трою. Уловка Геры была вполне успешной, Зевс все же позволил грекам победить. За это они снова обратились к елям с гор Ида, чтобы смастерить из них своего троянского коня. Греки как будто забыли эту огромную статую, когда отказались от осады города. Троянцы рассмотрели это как признак победы и затащили коня в город. Они не подозревали, что в брюхе этого коня прятались самые лучшие воины. Это стало концом Трои.
И это стало началом одной науки, которая еще в античные времена изучала, как же все-таки был сделан этот роковой конь. Нолле цитирует из фрагментов Квинта из Смирны, который в III-IV веках нашей эры сочинил эпос, который должен был продолжить труды Гомера. Там детально описаны работы греков в горах Ида, как они «валили высокие деревья», сушили их и «спешно тащили к берегам Геллеспонта», чтобы там построить коня.
Другие авторы наслаждаются злой иронией, по которой конь был сделан из того же дерева, что и корабль, на котором троянец Парис, передавший в уже упомянутом выше конкурсе красоты яблоко как приз за победу богине любви Афродите, поехал в Спарту. Там он похитил жену короля, прекрасную Елену, что оказалось для греков вполне подходящим поводом для войны. Конь и корабль, сделанные из елей с гор Ида, стали «причиной несчастий».
Нолле не останавливается на Трое и горах Ида, а продолжает отслеживать путь Abies nordmanniana subsp. equi-trojani в мировой истории. Очевидно, эта ель сыграла также решающую роль при основании Рима. Ученый доказывает это на примере медальона — величиной в 3,8 сантиметра — из Антандроса. На медальоне изображен идущий к кораблю мужчина в доспехах. Правой рукой он ведет ребенка, на его левом плече сидит человек.
Этот воин — троянский герой Эней с отцом и сыном. Ему удалось убежать из гибнущего города. Он собрал выживших и после долгих скитаний сошел на берег в Италии. Его сын потом основал город Альба-Лонга, мать Рима. Эта история описывается римским поэтом Вергилием в «Энеиде». Там даже упоминается имя города, «где мы строили флот», Антандрус, как это звучит по-латыни.
«Энеида» была национальным эпосом Рима, который возник при правлении Августа. Тот факт, что в мифе об основании Рима по имени назван их город, должен был наполнять сердца жителей Антандроса гордостью, поясняет Нолле на примере необычного медальона из раннего III века н.э.
Кстати, троянская ель причастна и к этой славе Антандроса. Потому что она росла в священном роще богини Берецинтии. Богиня разрешила энейцам валить деревья, чтобы сделанные из них корабли стали невероятно быстрыми и надежными. В конце путешествия энейцы даже смогли превратиться в нимф. Берецинтия была не просто какой-то горной богиней, а региональным проявлением «Большой матери», которая еще до приезда греков занимала выдающееся место в пантеоне Малой Азии.
Таким образом круг замыкается. Семейство нормандских елей, которые украшают христианский праздник Рождества, еще с древних времен было тесно связано с высшими силами. Теперь оно собирается пустить корни в Европе. Поэтому очень печально, что в ее родном регионе Abies nordmanniana subsp. equi-trojani находится сейчас в списке видов растений, которым грозит исчезновение.