Frankfurter Allgemeine: Г-н Рорштед, праздники позади. Как теперь нам лучше всего вернуть свою обычную форму?
Каспер Рорштед: Всегда помогает сокращение потребляемой пищи. Но вот что самое главное — ведите здоровый образ жизни и больше двигайтесь! Лучше всего — с использованием товаров Адидас.
— Это понятно. Но нет ли на горизонте какого-либо модного вида спорта, который вы могли бы порекомендовать?
— В настоящий момент ничего на ум мне не приходит. Но вот лучший совет — начните заниматься спортом уже сегодня, не откладывайте это дело на послезавтра. Все человечество должно больше двигаться, и это везде признают, будь то в Китае или на Ближнем Востоке, — везде сегодня больше занятий спортом в школах, и делается это для борьбы с ожирением. Только в Германии сокращается количество часов для занятий спортом.
— Что вы собираетесь делать в 2018 году? Как активный спортсмен и как болельщик?
— Что касается активных занятий спортом, то я собираюсь поехать в горы. Январь — лучшее время для катания на лыжах — холодно, много снега и мало людей на склонах. Все великолепно. Поэтому я буду как можно больше кататься на лыжах.
— А разве вам не нужно работать?
— Нужно, однако выходные дни в конце недели я провожу в горах. А на неделе выполняю мою обычную программу и начинаю заниматься спортом ранним утром. В 5:30 утра я сажусь на велосипед и еду на нем от моей квартиры сюда, в фитнес-студию, расположенную в центральном офисе нашего концерна.
— Ну, это вы уже загнули! Разве есть такие люди, которые каждый день в полшестого утра направляются в фитнес-студию?
— Вот я, например. По крайней мере, когда я нахожусь в городе Херцогенаурахе, а не где-нибудь в другом конце мира. Я рано встаю, моя семья не живет в Херцогенаурахе, и поэтому я могу иначе планировать свой день.
— А чего вы с нетерпением ожидаете как спортивный фанат и как зритель?
— В основном, Чемпионат мира по футболу в России. Это будет потрясающее зрелище.
— Вас не беспокоит то, что радость у публики несколько снижена из-за того, что это будут праздник Путина? Россия — непростая принимающая сторона.
— Большая часть фанатов относятся к этому иначе, их радует встреча с футболом, у них нет никакого мнения по поводу Путина и большой политики. Это относится к публике в Германии, а также в других странах.
— Вы считаете, что после начала матча людям уже не до политики и прав человека?
— Я хотел бы предостеречь от морального высокомерия и слишком быстрых оценок! Олимпийские игры уже проводились в Китае, а чемпионаты мира — в Южной Африке и в Бразилии. Не существует статистической связи между одобрением публики и тем местом, где происходит крупное спортивное событие. Таковы факты. Я уверен вот в чем: Чемпионат мира 2018 года в России будет успешным, и он пройдет на хорошем организационном уровне.
— Вы не сомневаетесь в организационных способностях русских.
— Именно так. Они это доказали во время проведения Кубка конфедерации. В этой связи мне на ум приходят некоторые другие государства, о способности которых проводить крупные спортивные мероприятия у меня возникают некоторые сомнения.
— Вы вообще относитесь к этой стране с большей симпатией, чем к другим.
— Я не хотел бы проявлять односторонность в оценке, если вы это имеете в виду. Что касается конфликта с Западом, то виновата в этом не только Москва. Владимир Путин еще десять лет назад сказал о том, что нам нужен единый свободный рынок от Португалии до Москвы. Нельзя одобрять все то, что делает президент Путин, однако сближение с Россией — в интересах Европы, особенно если посмотреть на сегодняшний мир. У многих политиков в Европе возникли проблемы с американским президентом, в Северной Корее мы имеем дело с непростым президентом — а еще есть проблема беженцев из Африки. Было бы неплохо иметь пару союзников и посмотреть на то, где возможны альянсы — вместо того чтобы спорить со всеми на земном шаре.
— То есть, вы выступаете за то, чтобы западные санкции в отношении России были сняты?
— Я так не говорил. Я требую лишь вот чего: мы должны найти решение проблемы, связанной с нашими напряженными отношениями с Россией. Ошибается тот человек, который полагает, что с помощью санкций мы наказываем только Россию. И на Западе в результате введения санкций было потеряно большое количество рабочих мест. Политики весьма охотно скрывают последствия. Я выступаю за то, чтобы привести в порядок отношения с Россией. Мы не можем в течение многих лет проводить в отношении друг друга враждебную политику.
— Вы в таком дружественном тоне говорите о России из-за того, что этот рынок важен для компании «Адидас»?
— Это совершенно не так. На Россию приходится не более 3% оборота, и поэтому этот рынок не столь значим для нашего делового успеха. Но я знаю Россию уже много лет, она мне близка — мне нравится эта страна, мне нравятся живущие там люди. И вот что я обнаружил: в культурном отношении россияне значительно ближе Европе, чем многие другие народы.
— Теперь вы говорите почти так же, как бывший федеральный канцлер Герхард Шредер — человек, хорошо «понимающий» Путина, и друг Газпрома.
— Я выступаю лишь против попыток изображать все в черном или белом цвете. Каждый год я дважды посещаю Россию, и каждый раз получаю удовольствие от этого. У нас там великолепные сотрудники.
— А как вы, будучи спортсменом и бизнесменом, относитесь к постоянному раздуванию Чемпионата мира по футболу, к увеличению количества команд и игр?
— Что касается Чемпионата мира в России, то он будет проходить по старым правилам: 32 участника, и только после Катара (2022 год) количество участников увеличится до 48 команд. Я не думаю, что это хорошо. Качество игры имеет большее значение, чем количество команд. И мне больше нравится игра сборной Германии против сборной Мексики, чем поединок Дании против Норвегии. Будучи датчанином, я имею право так говорить. Интерес всегда вызывают игры с участием больших футбольных наций. А Дания не входит в их число — несмотря на победу над сборной Германии на Первенстве Европы в 1992 году, о которой я с удовольствием вспоминаю.
— Что касается оборота компании, то продолжительные турниры оказываются полезными, а увеличение количества команд означает продажу большего количества футболок.
— Но существуют и пределы насыщения, даже в футболе. Футбольные болельщики весьма избирательны.
— Сколько команд будут выступать в 2018 году в футболках Адидас?
— 12. Есть неплохие шансы на то, что будущие чемпионы мира тоже будут выступать в наших футболках.
— Для вас все это мероприятие будет успешным только в том случае, если вы продадите больше мячей и футболок, чем в последний раз, когда были достигнуты рекордные показатели?
— Цель фирмы всегда состоит в увеличении оборота. В противном случае мы не сможем правильно выполнять свою работу. Но еще более важной задачей на полях Чемпионата мира является привлечение людей на долговременной основе к футболу и к другим видам спорта. Именно это и способствует повышению доходов.
— Кто из немецких игроков на Чемпионате мира является наиболее важным с точки зрения бизнеса?
— Если посмотреть на количество фанатов в социальных сетях, то тогда Месут Озиль (Mesut Özil), у которого 31 миллион подписчиков в Фейсбуке и 15 миллионов в Инстаграме. Мануэль Нойер (Manuel Neuer) с 9 миллионами подписчиков занимает второе место.
— Все, что мы там видим, размещают и пишут сами футбольные звезды — так думают наши дети.
— Естественно, не всегда это так. Все мировые звезды имеют собственные команды, которые организуют их появление на публике, а также занимаются цифровыми медиа. Месут Озиль очень рано стал проявлять там активность, значительно раньше, чем многие другие, и у него много поклонников в других странах — у него немало фанатов в Германии, а также в Турции. Поскольку он раньше играл в Испании, а теперь выступает за один из английских клубов, то к нему проявляют интерес и жители других стран. То, что он размещает в Твиттере, привлекает к себе внимание.
— Больше, чем реклама на телевидении, которую оплачивает Адидас?
— Мы теперь почти не используем рекламу на телевидении.
— Сегодня реклама осуществляется через звезд, а также через видео популярных людей на портале ЮТьюб (YouTube)?
— Эта область стала исключительно важной, а ЮТьюб сегодня — вторая по величине поисковая машина в мире. В области дигитализации потребители намного опережают предприятия. И мы должны понять, как мы сможем сократить это отставание. Поэтому мы принимаем на работу такое большое количество молодых людей, которые без труда завоевывают цифровой мир, и это для них вполне естественно.
— Концерн «Адидас» постоянно молодеет и в какой-то момент превратится в детский сад?
— Пара таких более зрелых людей, как я, еще сохранятся, и по этому поводу не стоит беспокоиться.
— А каков средний возраст сотрудников компании Адидас?
— Здесь в центральном офисе он составляет 37 лет, а в целом по концерну — 31. И мы постоянно принимаем на работу молодых людей, поскольку нам сегодня нужны совершенно другие головы — информационные аналитики, цифровые дизайнеры. Таких профессий десять лет назад вообще не было.
— Все становится цифровым — таков ваш тезис, и вы хотите увеличить объем продаж через интернет в четыре раза?
— Мы находимся на правильном пути. И это совершенно необходимо. По одним лишь автомобилям, занимающимся доставкой товаров в городе, мы видим, как онлайновая торговля меняет мир. Поэтому мы ищем для себя таких партнеров из этой области как фирма Цаландо (Zalando), с которой мы тесно связаны — они имеют прямой доступ к нашим складам. Цаландо уже сегодня является в Европе самым важным каналом сбыта товаров.
— Каждый второй заказ клиенты компании Цаландо отсылают назад и ничего при этом не платят за доставку. Кто оплачивает эти расходы? Сам онлайновый магазин?
— Нет. Мы в этом тоже участвуем. Бесплатный возврат является стратегически важным элементом. Его введение было очень умным шагом со стороны компании Цаландо, это был смелый шаг, без которого не было бы такого количества клиентов. Эта фирма в противном случае не была бы на том месте, на котором она сейчас находится.
— А какой, по вашему мнению, будет доля онлайновых продаж в обороте через десять лет?
— К 2020 году вы хотим увеличить наш собственный онлайновый оборот и довести его до 4 миллиардов евро. Однако рост на этом не закончится, поскольку потребители все больше осуществляют покупок в режиме онлайн. Компания «Амазон» (Amazon) является сегодня вторым по величине продавцом спортивных товаров в мире, а в Америке она вообще на первом месте.
— В когда закроется последний магазин компании «Адидас» в центре города?
— Никогда. Однако стационарные магазины будут меняться. Они все больше будут становиться миром развлечений и популяризации бренда, но они не могут иметь в своем распоряжении весь ассортимент товаров — через интернет можно заказать любой из наших 30 тысяч товаров. Однако всегда будут существовать люди, которые заходят потрогать спортивную обувь и затем сразу же ее приобрести, а не ждать пару дней или пару часов курьера службы доставки.
— А есть еще и такие люди, которые покупают обувь, сделанную по индивидуальному заказу. Когда Адидас начнет это делать с кроссовками для бега?
— Мы уже пытаемся это делать. Благодаря нашему заводу Спидфэктори (Speedfactory) через два года мы сможет предложить товары, изготовленные по индивидуальным заказам.
— А сколько будет стоить такие изготовленные на заказ кроссовки с тремя полосками?
— На мой взгляд, клиенты будут платить за это, возможно, на 50% больше, чем за обычную обувь, если для них это важно. Когда-нибудь все это будет происходить так: клиент приходит в магазин, с него снимают мерку, затем он выпивает чашечку капучино, после чего возвращается домой с новыми кроссовками, изготовленными по индивидуальному заказу.