Еще недавно Москва не была городом для пешеходов. Парки были заросшими, что давало простор владельцам развлекательных тиров и бродячим собакам. Местом парковки для тех несчастных, кому было необходимо остановиться и выйти, становились тротуары. Но это время прошло. Платные парковки, видеокамеры на дорогах и штрафы дисциплинируют автолюбителей. Многочисленные тротуары в центре расширены за счет улиц и получили новое покрытие. Красивые скамейки и широкие качели приглашают пешеходов отдохнуть. Киоски и продуктовые ларьки, которые несколько лет тому назад окружали входы в метро, снесены во время ночных рейдов. Появляются кафе, бары, рестораны — все как в Берлине, Нью-Йорке, Лондоне. Обслуживающий персонал — молодые приветливые люди, многие из них говорят по-английски.
На месте кирпичных зданий заводов и пивоварен появляются элегантные прогулочные кварталы. Становится все больше светофоров и «зебр» для пешеходов, и машины действительно останавливаются перед ними. В городе много новых автобусов, а старые троллейбусы исчезают. Некоторые москвичи даже отваживаются ездить на велосипедах: для них в центре устроены велосипедные дорожки. Правда, эти дорожки довольно пустынны, и не только зимой. Столица России становится более современной. Можно даже сказать — более западной. Но только на первый взгляд.
Было время, когда шла речь о «хипстеризации» Москвы. В начале десятилетия пришел новый мэр, Сергей Собянин, и вскоре он назначил министром культуры столицы энергичного Сергея Капкова, которому не было и сорока лет. До этого Капков работал директором парка Горького и сумел за несколько месяцев увеличить число посетителей парка. Вот его рецепт успеха самого известного парка столицы: новое освещение, заасфальтированные дорожки, аренда велосипедов, летний кинотеатр, йога на открытом воздухе, танцевальные вечера и громадный каток зимой. Парк Горького стал примером. Парки один за другим избавлялись от устаревшего советского вида. Появлялись хафпайпы и закусочные на колесах. Капков, который, как и сам мэр, является членом партии власти «Единая Россия», стал передовиком в области городского развития. Также перестраивались театры и библиотеки.
Москва воплотила в жизнь понятие «общественное пространство». Концепция была позаимствована у Запада, но это никому не помешало. Символом времени стали модернизация, обновление, инновация. Прежде такие слова в своей риторике использовал президент Дмитрий Медведев, пока Владимир Путин был его заместителем и занимал пост премьер-министра. Эта тенденция закончилась в 2012 году волной протестов, вызванных подтасовками на выборах и возвращением Путина на пост президента. В те дни на улицы столицы выходила именно молодежь. Это были молодые люди, которые еще совсем недавно по выходным катались на скейтбордах в парке Горького.
Затем последовали показательные процессы запугивания и лозунги о конфронтации России с Западом, о традиционных ценностях и патриотизме. Аннексия Крыма и война на Украине усилили эту тенденцию, риторика о России как «осажденной крепости» стала более резкой. Весной 2015 года Капков ушел со своего поста, видимо, расстроенный тем, что его инициативы заблокировали. Комментариев он не дает.
Несмотря на это, в Москве постоянно открываются новые бургерные, чего не было никогда прежде. В больших павильонах традиционных ярмарок появляются экзотические продукты. С городских улиц исчезли старушки, продающие свеклу со своего огорода. Зато у палаток с вьетнамскими супами выстраиваются длинные очереди. Город подготовил многочисленные программы модернизации, в том числе пешеходных зон и набережных.
Самая известная программа называется «Моя улица». Реставрируются фасады, высота тротуаров уменьшается, устанавливаются фонари, вокруг высаженных деревьев появляются гранитные ограждения, укладываются гранитные плиты. В программу были официально включены 47 улиц в 2015 году, 68 — в 2016 и 119 — в 2017 году. О результатах этой работы можно узнать на сайте города. Перестройке не видно конца. Цель понятна: Москва должна блистать как демонстрационный зал России, как современная столица мировой державы, особенно в связи с чемпионатом мира по футболу этим летом, на который, как ожидается, прибудет множество гостей.
Правда, в облике города проявляется и «патриотическая» тенденция, например, памятник оружейнику Калашникову или Аллея правителей — с царями, Лениным и Сталиным. Но в то же время работу продолжают и архитекторы, которые под руководством Капкова украшают парки Москвы.
Продолжается и проект под названием «АртКвартал». По задумке, на обширной территории в восточной части центра города должны быть созданы места концентрации творческих людей и места для жизни и отдыха. Это должен быть «кластер творческой и общественной активности в любое время года». Примерами служат Берлин и Нью-Йорк. Кирилл Серебренников, режиссер-провидец, которого Капков однажды привел в московский Гоголевский центр, сделал этот театр одним из таких стильных творческих мест и активно поддержал проект. Против Серебренникова и широкого круга связанных с ним людей с прошлого года ведется следствие. Упреки в его адрес настолько странные, что многие видят в этом процессе месть влиятельных реакционеров за либеральные речи Серебренникова, который олицетворяет собой творческие устремления, будущее России. Режиссер продолжает работать, даже находясь под домашним арестом. Недавно в Большом театре под аплодисменты властной элиты прошла премьера его балета «Нуреев».
Самый нашумевший проект столицы — парк «Зарядье» в самом сердце города у Москвы-реки. Здесь до середины прошлого десятилетия стоял гигантский гостиничный комплекс «Россия», неуклюжая советская глыба, монумент унификации. Путин решил открыть здесь парк. «Зарядье» стал сверхсовременным ансамблем с искусственными холмами, лабораториями, фильмами о природе на громадных экранах. Растения парка должны показать растительные зоны России. Концепция называется «дикий урбанизм». Кусты и деревца растут среди шестиугольных гранитных плит. В надписях на табличках растения различных природных зон сами просят публику о бережном отношении. «Нас пока нельзя трогать, мы только начали расти», — говорят таежные ели. «Приглашаем прилечь на нас в следующем году», — говорят степные травы. Лестница ведет вниз, на громадную автомобильную стоянку под самим парком.
Из большого амфитеатра с куполом грибовидной формы можно увидеть собор Василия Блаженного на Красной площади и кремлевские башни и стены. Также отсюда виден мост, на котором три года тому назад застрелили оппозиционного политика Бориса Немцова. Место преступления можно узнать по цветам, свечам и фотографиям, если, конечно, еще не поработали городские уборщики и не убрали все признаки неофициального памятника. Туристы фотографируются на смотровой площадке над рекой. В этом году должны открыться Ледяная пещера и филармония. «Зарядье» позиционируется как «новый символ России». Кроме того, «Зарядье» — одно из проявлений сотрудничества. Архитектурное бюро из Нью-Йорка сделало проект этого парка, когда Кремль уже начал свою оборонительную активность против Соединенных Штатов. В работе принимали участие немцы, датчане, англичане и русские. «Зарядье» очень хвалят за ландшафтный дизайн и за то, что в центре Москвы создано бесплатное и доступное для всех место. За поведением посетителей следят с помощью многочисленных камер, полиции и охранников в черно-серой форме.
Концепция «общественного пространства» уже давно внедрилась в российскую действительность. В понятии москвичей общественное пространство не может быть местом политической жизни, которая противоречит интересам власть имущих. Это одно из больших отличий от таких западных столиц, как Париж, Нью-Йорк, Мельбурн, Лондон. Московские чиновники приводят их в качестве примера, но беседуя с этими чиновниками, понимаешь, что они видят развитие своего общественного пространства исключительно с технической и механической точки зрения: организация удобной, безопасной жизни, работы и отдыха в городе благодаря крупным строительным и инфраструктурным проектам. В этом они отличаются даже от российских архитекторов, вместе с которыми работают. Последние вкладывают в понятие общественного пространства политическое содержание. Для них привлекательные общественные и культурные мероприятия — предварительное условие вовлеченности граждан.
Интернет со своими социальными сетями — источник многочисленных сообщений о тех, кто наживается на программе реновации, например, о широкомасштабной торговле гранитными изделиями, которыми заполнены строительные площадки Москвы. Городские власти, напротив, выступают с сообщениями о том, как прекрасен гранит, как мало пространства покрыто им и как отвратительны те журналисты, которые публикуют такие материалы.
Официальные данные о средствах, потраченных на программу «Моя улица», отсутствуют. На запросы о такой информации отвечают, что в программе участвуют различные ведомства. Российские журналисты собрали воедино различные данные по городу и пришли к интересным выводам: работы только по проекту «Моя улица» должны были обойтись в более чем 605 миллионов евро — и это только в прошлом году. Города российской провинции, где очень часто нет даже тротуаров, могут только мечтать о подобных суммах. Но и в Москве школы и больницы вынуждены экономить, в то время как на улицах по непонятным причинам снимается только что уложенное покрытие.