Военачальники требуют увеличения военных расходов почти так же регулярно, как кукует кукушка. Обычно в качестве кукушек выступают отставные генералы и адмиралы. Для них в этом нет особых опасностей и рисков, а вот действующим офицерам намного сложнее, поскольку они рискуют поссориться со своими хозяевами из числа политиков.
У Картера весьма напряженные отношения с министром обороны Гэвином Уильямсоном (Gavin Williamson). Такими же непростыми они были и с его предшественником сэром Майклом Фэллоном. Однако он вмешивается в эти вопросы (выступая с речью в Королевском институте оборонных исследований) с одобрения Уильямсона и аппарата Министерства обороны.
Он выступает со своей мольбой, потому что правительство вот-вот объявит о новом рассмотрении военных расходов, и в предстоящие месяцы Уильямсон и военное ведомство будут настаивать на увеличении оборонного бюджета, составляющего в настоящее время 36 миллиардов фунтов стерлингов.
Действительно ли Россия представляет серьезную угрозу для Британии?
После аннексии Крыма в 2014 году Россия стала весьма полезным пугалом. Британское военное командование не на шутку испугалось, когда Москва во время интервенции на Украине использовала беспилотники и артиллерию для уничтожения украинских танков, и начало задавать вопросы о том, сможет ли Британия в похожих обстоятельствах проявить себя лучше, чем украинцы.
Соединенное Королевство находится достаточно далеко от России, и эта страна не представляет для нее территориальную угрозу. Однако британские войска дислоцируются в прибалтийских государствах наряду с силами НАТО и других стран, представляя собой силы сдерживания на маловероятный случай российского вторжения с целью захвата территории.
Но Россия представляет существенную угрозу в плане гибридной войны. Она может тайно осуществлять действия по дестабилизации и дезорганизации, отрицая при этом свою причастность. Она в состоянии проводить кибератаки против Британии, могущие привести к подрыву нормальной работы важнейших служб, а также вмешиваться в демократические процессы, такие как выборы.
Нужно ли Министерству обороны больше денег?
Соединенное Королевство тратит на оборону больше Франции, Германии, Италии, Испании и всех прочих стран-членов ЕС. Проблема для Великобритании заключается в том, что значительная часть этих расходов идет на возобновление программы строительства ядерных ракет «Трайдент» и двух новых и дорогих авианосцев. Из-за этого сухопутные войска испытывают недофинансирование, флоту не хватает надводных кораблей, а ВВС — самолетов.
Британия тратит на оборону два процента своего ВВП. Министерству обороны хочется, чтобы эта цифра приблизилась к трем процентам, однако это повлечет за собой сокращение государственных расходов на здравоохранение, образование и прочие области.
Вызовет ли вмешательство Картера недовольство в Министерстве финансов?
Канцлер казначейства Филип Хэммонд (Philip Hammond) хоть и был в прошлом министром обороны, но выступает против дальнейшего увеличения военных расходов, поскольку государственный бюджет испытывает большую нагрузку.
Однако ему приходится прислушиваться к критике отставных генералов, которые утверждают, что неядерные силы Британии ослабли. В последние месяцы у него выработалось даже нечто вроде иммунитета к этой критике. Новому министру обороны Уильямсону еще предстоит доказать, что он на стороне своего министерства, дабы укрепить свою политическую карьеру.
Ожидается, что стратегический обзор обороны продлится как минимум несколько месяцев, а поэтому нам следует ждать бесконечных утечек в СМИ разной информации о состоянии обороны Великобритании. У Хэммонда есть козыри на руках, поскольку секретариат кабинета министров летом начал анализ общих потребностей страны в вопросах безопасности. Отчасти причиной такого анализа стала серия терактов с участием исламистов на территории Британии. Вслед за ними в стране начались дебаты о том, какая угроза серьезнее: терроризм или такие государства как Россия.
Все это пошло на пользу спецслужбам, бюджеты которых существенно увеличились. Они также находятся в выигрышном положении в плане борьбы с кибератаками.
Повлияет ли на британскую оборону Брексит?
Страны Евросоюза уже начали готовиться к коллективной обороне без Британии. Лидеры ЕС напуганы противоречивым отношением Дональда Трампа к НАТО, и в частности тем, что США могут отказаться от своих обязательств в рамках Североатлантического альянса, и не придут на помощь члену блока, подвергшемуся нападению со стороны России.
До создания европейских вооруженных сил пока еще далеко, особенно что касается вопроса о совместных закупках. Но у этой идеи есть будущее.
Великобритания придерживается мнения о том, что защитить Западную Европу можно только посредством НАТО. Только НАТО, членом которой являются США, в состоянии дать отпор России.