Похоже, Владимир Путин предоставил Реджепу Тайипу Эрдогану свободу действий в Сирии.
За два дня до того, как Турция в субботу вторглась в провинцию Африн в Сирии, главнокомандующий турецкими вооруженными силами и начальник службы разведки побывали в Москве. Там они встречались с министром обороны России Сергеем Шойгу и главным российским военным руководителем, генералом Валерием Герасимовым.
Задачей генерала Хулуси Акара (Hulusi Akar) и шефа разведки Хакана Фидана (Hakan Fidan) было уговорить Россия, чтобы она одобрила воздушную войну турок против Африна, сообщало агентство Reuters в четверг 18 января.
Русские дали туркам желаемые заверения. Возможно, потому что турецкое вторжение было «меньшим из зол» для друзей России в Дамаске. Но также и потому, что это может увести Турцию дальше от ее партнера по НАТО, США, считают эксперты.
В субботу турки начали операцию «Оливковая ветвь» с того, что 72 турецких боевых самолеты нанесли удар по 100 объектам в провинции Африн. Ранее режим Асада, являющийся союзником России, угрожал сбивать турецкие самолеты. Теперь этого не произошло.
Отъезд российских наблюдателей
До начала войны у русских в Африне было 300 солдат в качестве наблюдателей — в соответствии с договоренностью с Ираном, Турцией и Асадом.
Незадолго до турецкого налета российские солдаты покинули провинцию, по сообщению Аль-Джазиры. В субботу Министерство обороны в Москве также подтвердило, что российские солдаты после состоявшихся с турками бесед были выведены из Африна.
Официальная реакция русских на вторжение Турции в Сирию, страну, которой они в течение более двух лет оказывали военную поддержку, была сдержанной.
Русские выразили свою озабоченность, но никакого сильного осуждения не последовало.
В понедельник президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что они заключили договор с Россией.
Российские обозреватели: «Все обговорено»
«Похоже, что турецкая интервенция была заранее одобрена Россией», — заявил Виктор Мураховский, военный эксперт и главный редактор журнала «Арсенал Отечества» в беседе с новостным агентством Interfax.
Эксперт по Ближнему Востоку Григорий Лукьянов за день до турецкого вторжения утверждал, что русские сделали сирийским курдам предложение, которое, возможно, может предотвратить турецкую интервенцию.
Условие было следующее: курды должны были позволить сирийским правительственным войскам взять на себя контроль над регионом Африн.
Это стало бы максимальной победой и Сирии, и Москвы, сказал Лукьянов в пятницу.
Турецкое присутствие — «наименьшее из зол»
Если такое предложение и выдвигалось, похоже, что курды на него не клюнули.
«Если курды в Африне не хотят пускать в Африн сирийские войска, у Москвы и Дамаска нет никаких оснований для того, чтобы выступать против турецкой военной операции в регионе», — заявил Лукьянов.
То, что русские соглашаются с турецким нападением, несмотря на протесты их союзника, Сирии, вместе с тем показывает, что влияние русских на Ближнем Востоке имеет свои границы.
«Водораздел для Турции»
Кроме того, у русских могут быть другие задачи, а именно — посеять рознь между двумя странами-членами НАТО: Турцией и США.
США поддержали курдское ополчение YPG в Сирии. Курды прекрасно проявили себя на полях сражений с Исламским государством (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.).
Турция, в свою очередь, рассматривает YPG как ответвление турецкой курдской группировки PKK (Рабочей партии Курдистана — прим. ред.), которую турки считают террористической.
Более прохладные отношения между двумя самыми сильными в военном отношении союзниками по НАТО может рассматриваться Россией как преимущество.
Если Россия согласилась с турецкой интервенцией, это означает определенную веху не только в том, что касается отношений Турции с Россией, но и отношений с Западом, заявил турецкий аналитик Ахмет Касим Хан (Ahmet Kasim Han) в беседе с Би-би-си на прошлой неделе.
«Если Турция станет ближе к России, мы, вероятно, сможем говорить о новом мировом порядке и совершенно новых отношениях между НАТО и Турцией», — заявил Хан, доцент в Университете Кадир Хас в Стамбуле.
Вина возлагается на США
И Эрдоган, и Путин в развязывании войны обвинили американцев.
Сообщение о том, что американцы будут обучать «пограничные силы» численностью в 30 тысяч солдат привело к кипению страстей в Анкаре и, возможно, ускорило вторжение в Африн. Американцы пытались успокоить турок, но безуспешно.
Турция, Россия и Иран обладают наибольшим влиянием в Сирии, их объединяет желание блокировать интересы США в стране, пишет аналитический центр Soufan Group в статье о турецком вторжении в Сирию.
В Турции подавляются любые протесты
Впрочем, наблюдатели в России весьма скептически относятся к тому, что победа может достаться туркам малой ценой, хотя, как утверждает президент страны Реджеп Тайит Эрдоган, они могут на это рассчитывать.
«Курды в Африне хорошо вооружены. В этом регионе у них сосредоточены крупные силы, они контролируют его несколько лет. Позиции их устроены так, чтобы противостоять масштабным атакам регулярной армии», — говорит обозреватель Лукьянов.
В воскресенье Эрдоган дал понять, что возможные протесты против войны в Турции «будут подавлены».
На сегодняшний день 24 человека обвиняются в распространении «террористической пропаганды», в частности, через социальные медиа. Оппозиционная Партия демократии народов HDP, считающаяся левой и прокурдской, попыталась в воскресенье организовать антивоенную демонстрацию в Стамбуле, но лица, собиравшиеся участвовать в демонстрации, были арестованы.
Организация Freedom House, занимающаяся изучением вопросов демократии, политической свободы и прав человека, в прошлом месяце понизила рейтинг Турции с «частично свободной» до «несвободной».