Все чаще слыша мнение, что Польше следует отказаться от защиты своих жизненных интересов и пойти на уступки той или иной стороне, я начинаю беспокоиться о состоянии польской дипломатии. Такой тезис звучит не только из уст представителей тотальной оппозиции, которая состоит из сил, обслуживающих иностранные интересы и уже давно питающихся объедками со стола Путина и Меркель. Его можно встретить в правой прессе и даже услышать от некоторых политиков правящего лагеря…
Россия и Германия ведут против нас игру, используя метод «плохого и хорошего полицейского». Стремясь добиться своих целей, они при помощи агентов влияния и подконтрольных себе СМИ навязывают нам свой дискурс и темы внутренних польских споров, а иногда вступают в тактические союзы с другими игроками международной сцены. Цель остается неизменной: взять Польшу под политический контроль и заставить работать на себя польскую экономику. На этот раз два враждебных нам государства воспользовались Израилем, ситуация которого на Ближнем Востоке в значительной мере зависит от позиции, желаний и намерений Москвы. Достаточно напомнить, что израильский истребитель F-16 был два дня назад сбит над Сирией российской ракетой, запущенной зенитно-ракетным комплексом, которым, по всей вероятности, управляли российские военные. Как только Израиль утратит превосходство в воздухе, Иран и движение «Хезболла» нанесут прямой удар по его территории.
Премьер-министр Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki) в ближайшую пятницу посетит с визитом Берлин, где встретится с канцлером Ангелой Меркель. Темами для обсуждения станут газопровод «Северный поток — 2» и милитаризация региона Балтийского моря (в том числе размещение комплексов «Искандер» в Калининградской области), а также роль России на Украине, Ближнем Востоке и на Корейском полуострове. Нас, поляков, должен интересовать один вопрос: извлекли ли немцы урок из закончившейся относительно недавно Второй мировой войны или они вновь готовы стать политическими заложниками и соучастниками России.
Роль «хорошего полицейского» (и даже спасителя) в искусственно созданном споре между Польшей и Израилем не вяжется с жестким образом немецкого канцлера. Однако мы рассыпаемся в благодарностях, шлем нижайшие поклоны и даже присягаем ей на верность за слово правды о том, кто на самом деле несет ответственность за Холокост. Заслуживает ли она этих благодарностей? Мне так не кажется. Но я, конечно, не дипломат.