Президент Путин без проблем победит на президентских выборах 18 марта. После майской инаугурации он уйдет на четвертый срок. Шесть лет до 2024 года станут его последним сроком, поэтому за этот период ему необходимо завершить формирование своей мировой стратегии. Чтобы понять ее, важно разбираться в геополитике.
Есть опасность, что в ходе четвертого срока Путин будет проводить еще более жесткую политику в сфере дипломатии и безопасности, что приведет к росту военного напряжения с Западом.
После вступления в должность президента в 2000 году Путин руководил четырьмя войнами.
Вторая чеченская война, в ходе которой было подавлено движение за независимость в Чечне, грузинская кампания 2008 года, аннексия Крыма в 2014 году и украинская агрессия, бомбардировки в Сирии, стартовавшие в 2015 году для защиты администрации Асада. Все это примеры конъюнктурного проникновения в те регионы, где практически нет американского присутствия. Одновременно Москва поддерживала свои позиции на постсоветском пространстве.
Поддержание влияния на постсоветском пространстве — это ось мировой стратегии России. Россия опасается проникновения США на постсоветское пространство и начала там цветных революций. По таким проамериканским государствам, как Грузия и Украина, был нанесен военный удар.
Бывшие советские республики, где проживают русские, были особенно шокированы вторжением в восточную часть Украины под флагом защиты русскоязычного населения. Дело в том, что президент Путин может осуществить агрессию в любой момент, прикрывшись защитой интересов русских.
Строительство военных баз в Арктике и на Курилах
Россия также активно проникает в такой новый регион, как Арктика: была сформирована арктическая дивизия. На острове, расположенном на 80 градусе северной широты в Северном Ледовитом океане, была построена военная база. То есть Россия пошла на опережение, преследуя интересы, касающиеся северного морского пути, и укрепляя свои позиции в Арктике, которая богата природными ресурсами.
Милитаризация Арктики учитывает ухудшившиеся отношения с США. Основа мировой стратегии России — нанесение ущерба дипломатии США. Военная модернизация Дальнего Востока также проходит в рамках этой стратегии. В последнее время российские войска укрепляют военную мощь на Курилах, где базируются ядерные силы для нанесения удара по США.
Если конкретизировать, то в 2016 году на Кунашире и Итурупе были развернуты новейшие противокорабельные комплексы «Бастион» и «Бал». Впервые после распада СССР на обоих островах были размещены новейшие вооружения. Эти комплексы, обладающие способностью поражать крупные суда, нацелены на авианосную ударную группу ВМС США.
На «северных территориях» находится примерно 3500 российских военнослужащих, однако вооружения и инфраструктура были крайне устаревшими. Но два года назад началась реконструкция сооружений, что способствовало улучшению условий проживания.
Милитаризация «северных территорий» отражается на российско-японских территориальных переговорах. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент Путин провели уже 20 встреч. Японская сторона надеется на то, что в ходе своего последнего срока Путин захочет увековечить свое имя в истории и пойдет на подписание мирного договора.
Тем не менее в прошлом году президент Путин выразил свои опасения: «Если вернуть острова, на них могут появиться американские военные базы». В качестве нового условия для заключения мирного соглашения он выдвинул улучшение обстановки в сфере безопасности. Говоря о передаче островов, имеется ввиду возврат только Хабомаи и Шикотана, что соответствует условиям Советско-японской декларации 1956 года. Она не предполагает возврата Кунашира и Итурупа. Российское военное руководство отчаянно протестует против возврата островов. В связи с этим если подходить к ситуации объективно, то будет сложно урегулировать этот вопрос во время нахождения у власти Абэ и Путина.
Российские войска также строят базы ВВС и ВМС на Парамушире и Матуа. Последний — это ненаселенный остров, на котором есть вулкан. Там дуют сильные ветры. Несмотря на это, там планируют развернуть «Балы» и «Бастионы». Смысл милитаризации Курил состоит в том, чтобы сдержать США на Дальнем Востоке.
В Европе Россия укрепляет силу сдерживания в отношении НАТО. Западные страны недовольны российскими кибератаками в ходе выборов, поэтому они усилили экономические санкции против России. Отмена санкций нереальна в период последнего срока правления Путина. Пока длится путинский период западная антироссийская коалиция продолжит свое существование, а Россия так и будет находиться в изоляции.
Военная кампания в Сирии — часть мировой стратегии России, направленной на выход из изоляции. США, начавшие экспортировать нефть, постепенно покидают Ближний Восток. На этом фоне происходит небывалый рост российского влияния на Ближнем Востоке, который стимулирует сирийская кампания. Даже такие проамериканские страны, как Саудовская Аравия и Израиль, начали сгибаться под напором президента Путина.
Тем не менее авиаудары в Сирии, которые длятся уже два года, начали подвергаться критике и в России. В конце года Путин экстренно посетил Сирию, объявив об уменьшении масштабов военных действий. По всей видимости он будет сотрудничать с Ираном и Турцией, демонстрируя свое влияние на мирный процесс в Сирии.
Россия не выдержит гонку вооружений из-за ухудшения экономики
Что касается ухудшившихся отношений между Россией и США, то наибольшие опасения вызывает то, что стороны приступили к модернизации ядерной мощи. Россия разработала новые стратегические ракеты, которые могут прошить американскую систему ПРО, и начала их развертывание. В свою очередь, президент Трамп в феврале пересмотрел американскую ядерную доктрину, выразив намерение расширить производство небольшого ядерного оружия, по которому у России есть преимущество.
Москва и Вашингтон сейчас не ведут переговоров о контроле за вооружениями. Это неизбежно приведет к очередной ядерной гонке. Неприятно то, что и Россия, и США в соответствии с новой военной доктриной готовы отвечать при помощи ядерного оружия на нападение с применением обычных вооружений.
Таким образом, Россия развертывает на весь мир собственную стратегию противостояния с США, а между тем ВВП России составляет всего лишь 8% от американского показателя. Россия не может уйти от энергетической зависимости, оказавшись в болоте низкого роста.
Чтобы покрыть экономическое отставание от Запада, президент Путин использует военную силу, однако военный бюджет уже приближается к опасному уровню, составляющему 5% от ВВП. В прошлом году Россия пошла на сокращение бюджета.
Союзник Путина, глава КНР Си Цзиньпин, уважает своих потомков и развертывает стратегию в области дипломатии и безопасности под девизом «победа без войн». Это выгодно отличает Китай от России, которая прибегает к военной силе по любому поводу. Сейчас президенту Путину не хватает «Искусства войны».