Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Некоторые люди начинают свой день с кофе, а я с Чайковского, с увертюры «1812 год». Сейчас не очень модно увлекаться русскими, и, возможно, будет не совсем политично это признать, но все мы подвержены воздействию российской лихорадки. Мы все увлечены ее превосходящими Голливуд историями, пламенными и немного пугающими. Историями об убийстве Романовых, Распутине, а еще о Ленине.

Некоторые люди начинают свой день с кофе. Другие с вялого голоса Джона Хамфриса (John Humphrys) в программе «Сегодня» (Today). А я начинаю свой день с Чайковского.


Это, несомненно, заслуживающий внимания способ пробудиться утром — громкие звуки литавр, несколько синкоп медной группы оркестра и немного артиллерийских залпов для ровного счета — все это присутствует в увертюре «1812 год». Разумеется, это не то, чего захотел бы сам русский композитор: он считал, что это произведение «очень громкое и шумное» и что у него «нет никаких художественных достоинств». Но вот другое мнение: слушатели радиостанции «Классика ФМ» (Classic FM) назвали увертюру «1812 год» своим самым любимым классическим произведением, они поместили его на самый верх Зала славы, и их решение, конечно же, окончательное.


В настоящий момент не очень модно увлекаться русскими, однако я это делаю уже давно, с того момента, когда мне было 13 лет и я в школе исполняла партию флейты из Симфонии № 2 Александра Бородина. С того времени я увлечена всей оркестровой музыкой этой нации, в том числе Сметаной (так в тексте — прим. пер.), Шостаковичем и Рахманиновым. У этих русских забавные имена, у этой страны захватывающее прошлое, и, кроме того, она имела в политике свой национальный бренд, а для подростка времен Тони Блэра, это было абсолютно увлекательным.


Сегодня, когда мои музыкальные вкусы расширились — теперь в число моих любимых композиторов входят также Малер и Дворжак, — я тем не менее вновь и вновь возвращаюсь к России. Если бы завтра ко мне обратились ведущие программы «Пластинки для необитаемого острова» (Desert Island Discs), то у меня был бы достаточно большой перечень симфоний для выбора.


12-я симфония Шостаковича, так называемая 1917 год, написанная в честь Ленина и Русской революции, была бы в самом верху списка. Я слушаю ее почти каждое утро по дороге на работу, и я все устроила таким образом, что начинаю ее слушать, садясь в автобус, а к тому моменту, когда я на эскалаторе поднимаюсь в свой офис, я уже слушаю grand finale, торжественный финал, и —та-да! — я звезда моего собственного фильма, хотя и излишне триумфального. Этот финал также является одним из любимых произведений главного редактора газеты «Дейли Мейл» (Daily Mail) Пола Дакра (Paul Dacre). Мне приятно думать о том, что у него похожие привычки.


Несмотря на зловредные поступки этой страны, создается впечатление, что наша любовь к Чайковскому — лишь вершина айсберга. Возможно, будет не совсем политично это признать, но все мы подвержены воздействию российской лихорадки, мы увлечены ее столь пламенными, немного пугающими, превосходящими Голливуд историями, которые мы узнаем в школе, историями о том, как были убиты Романовы в очень далеком дворце, историями о Распутине и его бороде, а еще о Ленине, спрятавшемся в пломбированном вагоне поезда. Телеканал Би-Би-Си только что показал сериал «МакМафия» (McMafia); лидер Оппозиции, похоже, не боится носить кепку немного в ленинском стиле, а мы знакомимся с особенностями русских имен на волнах наших радио- и телепрограмм — и все это благодаря коварным деяниям Путина.


А если мир близится к своему концу, то он вполне может это делать под музыку Чайковского.


Кстати, Чайковский сместил англичанина Ральфа Воан-Уильямса (Ralph Vaughan Williams) с первого места в чартах программы «Классика ФМ» — в 2017 году самое любимое произведение нации называлось «Взлетающий жаворонок» (The Lark Ascending). Эти английские анютины глазки представляют собой авокадо оркестровой музыки — немного простоватый, но тем не менее настоящий хит на свадьбах у представителей Поколения Некст. Однако оно идет за Чайковским и Рахманиновым, который в этом году поднялся на второе место, а на четвертом располагается произведение Энигма-Вариации (Enigma Variations) Эдурда Элгара. Оно способно довести до слез даже стоических военнослужащих, и поэтому нужно быть из камня, чтобы его не любить.


Тем не менее тот факт, что вопреки всему, русский занимает первое место в списке радиостанции «Классика ФМ», — триумф вкуса, даже если сам Чайковский с этим бы не согласился.