Вот уже почти 20 лет технология «блютус» обеспечивает быструю беспроводную связь между всевозможными электронными приборами. Эта инновационная коммуникативная технология была названа так в честь одного из датских королей — Харальда Синезубого (около 910-987 годов). То, что именно властитель из раннего скандинавского Средневековья стал олицетворением мобильности и коммуникации, объясняется не только тем, что технологию продвигали в основном скандинавские фирмы. Харальд Синезубый — это скорее напоминание о важном историческом процессе. Ведь именно викинги связали отдаленные регионы Европы с Ближним Востоком и стали тем самым пионерами коммуникационной революции.
Их главным вспомогательным средством в этом деле был корабль, или точнее, целый флот из кораблей и лодок, с помощью которых скандинавские мореплаватели создали огромную сеть связей между Исландией и рынками Багдада, от Ньюфаундленда до Константинополя, открыв тем самым возможности для непрерывного обмена между этими регионами. Как северяне это делали и какую роль в этом деле играли их корабли, объясняет археолог Зунхильд Кляйнгертнер (Sunhild Kleingärtner) в своей богато иллюстрированной книге «Викинги и их корабли» (Die Wikinger und ihre Schiffe). Автор — директор Германского музея мореплавания в Бремерхафене и профессор истории мореплавания Бременского университета — соединяет в своей книге информацию об уже известных находках с новейшими результатами исследований.
Оружие викингов
Корабль был основой власти. Во-первых, он помог открыть путь от скандинавского континента к ближайшим островам и дальше. Во-вторых, с помощью кораблей удалось связать мелкие феодальные владения в единую систему, благодаря чему они увеличивались в размерах и в конце концов объединились в X веке в королевства Дания и Норвегия. Один из важных моментов в их истории связан с Харальдом Синезубым, который ввел христианство в своем королевстве и присоединил к нему обширные земли на севере.
За 150 лет до этого, в 793 году, викинги впервые попали в поле зрения Западной Европы, разорив известный монастырь Линдисфарн на северо-востоке Англии. Затем последовали набеги на Шотландию, Ирландию, государство франков, Иберийский полуостров и даже на Северную Африку. Во всей Европе люди тогда молились: «Сохрани нас, Господь, от гнева и неистовства северян!» Но мольбы были напрасными.
Потому что викинги располагали оружием, делавшим их одновременно и исключительно боеспособными, и мобильными. Это были их корабли. «Их конструкция была такова, что они могли не только быстро передвигаться, но и ходить под парусом по мелководью, а при небольшой загрузке выезжать на берег или садиться на мель при отливе, — пишет Зунхильд Кляйнгартен. — Поэтому им не нужны были гавани с укрепленными причалами».
Можно предположить, что викинги располагали целым набором самых различных лодок и кораблей. Но на основе археологических данных можно выделить два основных типа судов: драккары и кнорры. Драккары использовались в основном как боевые корабли и могли ходить как под парусом, так и на веслах. В отличие от них, высокобортные, широкие и вместительные кнорры служили для перевозки грузов и ходили почти всегда под парусом.
В то время как кнорр использовался преимущественно для торговли в мирное время, драккар, украшенный резной драконьей головой на носу, наводил ужас на жителей прибрежных земель. Эти корабли позволяли викингам мгновенно пристать к берегу в любом месте, захватить добычу и вновь уйти, прежде чем неповоротливые защитники оказывались на месте. Так как драккары обладали очень низкой посадкой, они были идеальным средством для передвижения по рекам далеко вглубь материков. Это позволяло отрядам викингов нападать даже на такие находящиеся в глубине страны города, как Париж и Севилья.
Драккар, как, например, известный Гокстадский корабль, обнаруженный в 1880 году на юге Норвегии, вмещал 32 гребца и, вероятно, столько же воинов. Мужчины сменяли друг друга на веслах. Для войска из 7 тысяч викингов требовался, таким образом, флот, насчитывающий как минимум сто кораблей. Учитывая этот масштаб, можно себе представить размеры войска, с которым Вильгельм I, отплыв от Нормандии, высадился в 1066 году у Гастингса с целью покорить Англию. Корабли, которые при этом использовались, изображены в деталях на знаменитом Гобелене из Байё.
Влияние варягов на Россию
На просторах России легкие суда викингов стали одним из главных средств для широкомасштабного покорения земель. Шведские северяне, так называемые варяги, перемещались по разветвленной речной сети, иногда волоком перетаскивая свои лодки через узкие водоразделы. Так возникли Киевская и Новгородская Русь, которые по Днепру и Черному морю получили доступ к торговым сетям Византии и ближневосточным царствам, о чем свидетельствуют многочисленные монеты, найденные при раскопках в Скандинавии.
Зунхильд Кляйнгертнер опровергает распространенное представление о том, что викинги во время своих плаваний по Атлантике на Запад использовали сложные вспомогательные средства, такие как магнитные компасы или морские карты: «У них было много других навигационных средств, в том числе знания об окружающей среде, о свойствах ветра и волн. Они ориентировались по звездам, скоплениям облаков, течениям, точкам на суше и птицам. Огромные знания, накопленные ими, способствовали еще и тому, что их мир от раза к разу становился все более обозримым».
С другой стороны, этот мир и усложнялся. Добыча и богатства вели к социальному расслоению как в крестьянских общинах свободных людей, так и в окружении вождей и князей, пытавшихся пышной придворной жизнью в больших, роскошных залах привязать людей к себе. Празднества, подарки, но прежде всего военные успехи способствовали возвеличиванию таких людей, как Харальд Синезубый.
Свое величие они демонстрировали и после смерти, приказывая отправить себя на тот свет в своих кораблях. Некоторые из этих превращенных в мистические могилы судов пережили свое время. Другие же были принесены в жертву богам или использовались как преграды от нападения врагов, как, например, те, что были затоплены у входа в гавань Роскилле в Дании. Продолжительности жизни многократно ремонтирующегося корабля Кляйнгертнер оценивает приблизительно в 25 лет.
Вот так корабли формировали общество, которое они же и создали. Они были превосходным орудием, помогали создавать огромные торговые и коммуникационные сети, основывать царства и не в последнюю очередь становились средствами передачи знаний и идей по всему миру.