Для НАТО поставка российских зенитных ракетных комплексов С-400 в Турцию — настоящая провокация. Вместо принятых в рамках альянса привычных систем партнер по НАТО Турция хочет установить именно ракетный щит, разработанный все более агрессивно действующим соперником — Россией.
Внутри НАТО нарастает сопротивление. Российская система якобы не только несовместима с техническими системами НАТО. Альянс опасается, что с помощью С-400 Москва сможет обнаружить сильные и слабые стороны американского истребителя пятого поколения F-35.
Турция намерена закупить для собственных ВВС свыше сотни истребителей F-35. Это миллиардная сделка. Однако именно система С-400 считается потенциально наиболее опасным противником многофункционального истребителя, который в ближайшие несколько лет должен стать основой ВВС США и других стран.
Военные опасаются шпионажа со стороны России
Соответственно встревожены и в НАТО. Один натовский дипломат сказал недавно, что даже если сделка с С-400 в настоящее время затягивается, о реакции надо думать уже сейчас.
Публично об этих опасениях пока говорят скорее в мягких выражениях. Запланированная Турцией закупка С-400 готовит «немало хлопот», заявил в Конгрессе министр обороны США Джеймс Мэттис (Jim Mattis). Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) недавно на одной встрече министров иностранных дел стран-членов НАТО еще раз подчеркнул, что до сих пор есть лишь заявления о покупке, но нет никакого договора.
Обширные показания радаров
Как раз для изучения слабых мест истребителей F-35 могут быть очень полезны обширные показания радаров систем С-400. Эксперты ВВС предостерегают, что таким образом Россия сможет без проблем изучать и оценивать пролетающие через Турцию истребители. Вашингтону совсем не нравится, что Москва сможет в столь непосредственной близости изучать разработанный за миллиарды долларов суперджет США.
Правда, специалисты утверждают, что стелс-технология защищает истребитель от радаров российской системы. Однако российские ЗРК смогут зафиксировать данные бортового радиолокатора, каналов связи с землей и радиосвязи, с помощью чего Россия шаг за шагом изучит и определит местонахождение якобы невидимых истребителей.
Для такой системы вооружений, как F-35, важнейшее значение имеют стелс-технология и возможности передачи данных, так что это было бы катастрофой. «Мы должны защитить эту наукоемкую технологию», — сказала отвечающая в ВВС США за внешнюю политику Хейди Грант (Heidi Grant) в ноябре прошлого года на авиационном шоу в Дубае. По ее словам, с этой точки зрения, сделка между Турцией и Россией представляет опасность.
Поставки F-35 в Турцию потенциально под угрозой
Эти опасения должны подстегнуть американскую дискуссию о продаже F-35. В конце апреля три сенатора от республиканцев внесли в Конгресс США законопроект. В нем они требуют приостановить сделку, поскольку Турция все более удаляется от демократии и, например, в сирийском конфликте не защищает стратегические интересы США, а преследует собственные цели.
В апреле одна высокопоставленная чиновница министерства иностранных дел США даже заявила в палате представителей, что в отношении Турции могут быть введены санкции на основании закона, который предусматривает санкции за закупки российского вооружения с 2017 года. Собственно говоря, тем самым США хотели наказать Россия за аннексию Крыма.
Однако блокада была бы довольно резким шагом: все же Турция с 1999 года является одним из девяти партнеров в программе по F-35. К тому же в политическом отношении этот шаг был бы похож на вотум недоверия в отношении партнера по НАТО. Уже сегодня турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган довольно откровенно заигрывает с Россией и все больше отворачивается от НАТО. Никто не может предугадать, как он отреагирует на еще одну пощечину со стороны альянса.
Вероятно, это еще одна причина, почему НАТО пока ограничивается осторожными угрозами. Конечно, любой член НАТО волен закупать вооружения по своем выбору, сказал председатель Военного комитета НАТО Петр Павел (Petr Pavel) в ноябре прошлого года в Вашингтоне. По его словам, другие партнеры по альянсу также свободны в своих действиях. Но предостережение Павела гласит: «Каждое решение имеет последствия».