По Европе катятся танки, бронетранспортеры и тяжелое вооружение — это НАТО начинает свои три десятка учений, в первую очередь в Польше и Прибалтике. Из США, кроме того, прибудет целая танковая бригада, которая расположится в Польше.
Первая американская танковая бригада «Айронхорс» (Ironhorse) из Форт-Худа в Техасе в эти выходные прибыла в бельгийский порт Антверпен. На борту корабля было примерно 3,5 тысячи солдат, 87 тяжелых танков, 138 бронетранспортеров, гаубиц и несколько тысяч военно-транспортных машин.
Из Антверпена они теперь двинулись по железным дорогам и в трейлерах к восьми гарнизонам в Польше, для чего придется преодолеть почти тысячу километров через Бельгию и Германию. В противоположном направлении едет Вторая танковая бригада из Форт-Райли, которая отправляется домой после девяти месяцев в Польше.
Эта масштабная ротация со сложнейшей логистикой нужна из-за договора о сотрудничестве, подписанного с Россией в 1997 году, согласно которому НАТО пообещала не размещать на постоянной основе крупные боевые соединения на территории стран Варшавского договора, переставшего существовать в 1991 году.
Несколько самых крупных учений проводятся в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. Уже завершились маневры СИИЛ-18 (SIIL 18) в Эстонии, в которых участвовали более 10 тысяч солдат. С начала июня в течение трех недель будут проходить возглавляемые США «Удар сабли» (Saber Strike), где будут задействованы 18 тысяч солдат из стран НАТО. Одновременно в Латвии будут тренироваться 2,5 тысячи солдат в ходе учений «Летний щит» (Summer Shield).
Самые крупные учения НАТО в этом году — «Единый трезубец» (Trident Juncture) в Норвегии, а также в Балтийском и Северном морях, которые пройдут в октябре при участии примерно 35 тысяч солдат, 70 кораблей и 130 самолетов. Они станут первыми в серии крупномасштабных маневров, проводимых с целью гарантировать, что силы альянса способны эффективно сотрудничать и готовы ответить на угрозы, откуда бы те ни исходили.
Одна из самых сложных задач — это преодоление границ в Европе и различные правила, действующие в отдельных странах, которые осложняют транспортировку войск. Трудности начинаются уже в портах Северного моря Роттердаме, Антверпене и Бремерхафене, где не хватает портовых рабочих, обученных выгружать и отгонять танки. Кроме того, не хватает буквально всего, от трейлеров до железнодорожных вагонов, подходящих для транспортировки тяжелых машин.
Проблемы обнаружились лишь тогда, когда НАТО начала посылать войска на восток во время Крымского кризиса, и военное руководство столкнулось с таможенными чиновниками, бюрократией и различиями в системах правил.
«На некоторые машины мы вынуждены были заполнять анкеты в сто страниц», — рассказывал недавно Бен Ходжес (Ben Hodges), который тогда был американским верховным главнокомандующим в Европе, в интервью газете «Франкфуртер Алльгемайне Зоннтагсцайтунг» (Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung).
Во время холодной войны было проще. Тогда у США почти четверть миллионов солдат постоянно находились в тогдашней Западной Германии, которая стала бы первым государством на линии фронта, если бы разразилась война с Советским Союзом и странами Варшавского договора. Страна была нашпигована вооружениями, и все было подготовлено для того, чтобы встретить вторжение.
Но в 2013 году последние американские танки отправились домой. Холодная война осталась позади. Советский Союз больше не существовал, и большая часть тех стран, что раньше состояли в восточноевропейском оборонном альянсе, были уже членами НАТО.
Сегодня запасы оружия пополняются вновь. Среди прочего американские войска планируют разместить вооружения для четырех механизированных бригад в Германии, Бельгии и Нидерландах.