Закончилась 21 встреча президента Путина и премьера Японии Абэ. После встречи Абэ позитивно отзывался о российско-японских отношениях: «Мы обозначили нашу готовность приложить усилия для достижения мирного договора»; «Я хочу положить конец переговорам по Курильским островам при нашем поколении». Тем не менее, очевидно, что вопросы, связанные с подписанием мирного договора, не решаются так, как хотелось бы. Сложно представить, что Россия пойдет хоть на какие-то уступки по «северным территориям», имеющим прямое отношение к безопасности страны, с учетом быстро ухудшающихся отношений с США. Я думаю, что у Японии есть только один путь: вести плотные переговоры, ориентируясь на 10-20-летнюю перспективу и надеяться на изменения в международной обстановке.
Сначала укрепить доверие за счет совместной хоздеятельности
Политика администрации Абэ в отношении России проводится по двум направлениям. Во-первых, она стремится начать с Россией совместную хоздеятельность на «северных территориях» с учетом намерений российской стороны. План заключается в том, чтобы обсудить структуру, которая не будет противоречить законодательству обеих сторон, а также как можно скорее наметить сроки начала реализации совместной хоздеятельности и подвести Россию к развитию диалога по мирному договору. Все это — главная задача дипломатии в отношении России.
Во-вторых, ускорить выход японских частных компаний на российский рынок и произвести хорошее впечатление на Россию за счет экономических достижений. Очевидно, что, с экономической точки зрения, возможности совместной хоздеятельности ограничены. Население «северных территорий» составляет всего 16 тысяч человек, что говорит о скромном экономическом масштабе.
Совместные проекты, предложенные к реализации, ограничены пятью областями: аквакультура, тепличное выращивание овощей и так далее. «Мы не надеемся на то, что совместная хоздеятельность принесет большую прибыль», — подчеркнул представитель российских дипломатических кругов. Тем не менее он продолжил: «Если Япония хочет исправить отношения с Россией, ей следует реализовать совместную хоздеятельность». Это указывает на позицию российской стороны: если Япония не преодолеет преграду в виде совместной деятельности, дело не дойдет до переговоров по мирному договору.
Даже если не брать в расчет переговоры по мирному соглашению, я считаю, что совместная хоздеятельность принесет результаты. В 1998 году Россия и Япония подписали соглашение о рыболовной деятельности в районе Южных Курил. С тех пор прошло 20 лет, и за это время рыбная промышленность в этом регионе принесла свои плоды. Это соглашение стало частью механизма взаимодействия между Японией и Россией.
Если совместная хоздеятельность расширится, существует возможность, что она станет одной из структур, которая поможет улучшить российско-японские отношения. Абэ в ходе встречи обозначил результаты: «Развивается сотрудничество, которое улучшит жизнь россиян».
Тем не менее в материалах администрации российского президента было зафиксировано требование к японским компаниям о том, чтобы они приняли активное участие в развитии инфраструктуры. Между тем руководитель японско-российского экономического комитета Японской федерации бизнеса и председатель правления корпорации «Марубэни» Тэруо Асада, посетивший Россию в конце апреля, раскритиковал готовность российской стороны к принятию иностранных компаний.
Другими словами, можно сказать, что экономическое сотрудничество не удовлетворяет ни Россию, ни Японию.
Оптимистичные заявления не принесут результатов
Администрация Абэ укрепляет отношения с Россией, однако международное сообщество усиливает критику администрации Путина. Поскольку с 2014 года по настоящее время Россия вмешивается в дела Украины, в Японии бытует мнение, что не следует спешить с улучшением отношений с Россией. Если рассмотреть ситуацию в северо-восточной Азии, становится понятно, что для Японии обстановка в области безопасности становится все хуже. Дело не ограничивается только КНДР, разрабатывающей ядерное оружие и баллистические ракеты. Китай, проводящий экспансионистскую дипломатию, также представляет немалую угрозу.
В этих условиях у Японии нет возможности вести себя с Россией жестко. Ей приходится взаимодействовать с Россией, чтобы рассредоточить риски в области безопасности. «У Японии нет рычагов воздействия на Россию», — признает источник в японских правительственных кругах. У России, преодолевшей хаос после развала СССР, нет причин, чтобы пойти Японии навстречу по территориальной проблеме. С учетом этого, я думаю, что сам подход администрации Абэ к России нельзя назвать ошибочным.
Благодаря тому, что в последние годы Япония начала активнее взаимодействовать с Россией, у российского правительства и россиян сложилось впечатление, что она стала поворачиваться к России лицом. Тем не менее приносят ли плоды такие высказывания премьера Абэ и его окружения, как: «Отношения с РФ развиваются в рабочем порядке», «Благодаря отношениям Абэ и Путина ситуация сдвинулась с мертвой точки»? Оптимистичные высказывания порождают у японцев чрезмерные надежды на улучшение отношений с Россией и, наоборот, укрепляют скептические мнения о российско-японских отношениях.
Скорее премьеру Абэ следует подготовиться к тому, что его шаги станут основой для российско-японских отношений через десять и более лет. Я думаю, настало время подходить и к переговорам по совместной хоздеятельности, и по мирному договору именно с этой точки зрения. Я услышал фразу, которая станет ориентиром для анализа перспектив российско-японских отношений. Это слова одного из японских дипломатов, который долгое время работал с Россией. «У премьера Абэ нет иного пути, как продолжить взаимодействовать с президентом Путиным. Я хочу, чтобы он воспользовался дружескими отношениями и хотя бы чуть-чуть улучшил отношения с Россией. Возможно, это приведет к мирному договору, когда Путина сменит другой руководитель». Я подчеркиваю, что даже такой сценарий — слишком обнадеживающий…