Сочи — Маша медленно натирает кремом от загара руки, верхнюю часть груди и живот, затем спиной ложится на полотенце и с удовольствием подставляет тело лучам солнца. Сзади высятся живописные горы Кавказа, его самые высокие вершины даже в разгар лета покрыты снегом.
Море перед девушкой темно-синее и почти неподвижное. Постоянный шелест прибоя мог бы действовать успокаивающее, если бы его не перекрывал шум из пляжных баров и гомон туристов.
Пляж — темно-серая масса гальки — летом представляет собой весьма пеструю картину. Вплотную друг к другу лежат полотенца. Рядом с Машей расположились Антон и Борис, Глеб и Галина, Лидия и Егор. Они приехали из Москвы, с Урала или из Сибири. Толстые белые животы, стройные загорелые тела и красные сгоревшие на солнце носы — летом в Сочи можно увидеть все.
В эти дни по набережной у пляжа разгуливает также множество мужчин в желто-синих шведских футболках и значительно меньше мужчин, одетых в черно-белые рубашки. «Кроме них, тут еще много испанцев», — рассказывает продавщица мороженого Елена. У испанцев поблизости тренировочная база, и поэтому здесь обосновались многие их болельщики. В фан-зоне у порта русские встречаются по вечерам с иностранцами. В разговорах речь идет не только о результатах игр, но и о самых лучших барах и местах для экскурсий.
При этом красивее всего город во время «мертвого» сезона. Когда в Москве или Санкт-Петербурге холодно и неуютно, когда серые снеговые и дождевые облака постоянно висят над головой и тяжело давят на мозги, Сочи зовет к себе сияющим солнцем, синим небом и сочной зеленью.
Своим значением город Сочи обязан лету: еще в советские времена миллионы семей устремлялись сюда к теплому побережью Черного моря. В 90-е годы, после распада СССР, когда отпали такие популярные места отдыха, как Одесса, Крым, Гагра и Сухуми, Сочи остался практически единственным российским раем для отпускников. И хотя с тех пор Россия вновь завоевала Крым, а российские малообеспеченные туристы — побережье Абхазии, Сочи остается главной точкой притяжения на Черном море.
В особенности это относится к политикам: в курортном городе, основанном еще в царские времена, в 1934 году для народного комиссара Климента Ворошилова была построена госдача «Бочаров Ручей». Если Сталин владел дачей в Сочи (в общей сложности у него их было почти дюжина на черноморском побережье), чуть дальше и южнее в районе Мацеста, его преемники с 60-х годов предпочитали отдыхать именно в резиденции «Бочаров Ручей». Там гостили и иностранные руководители партий и государств, например, Иосиф Тито.
Но настоящей летней резиденцией «Бочаров Ручей» стал лишь при Путине. За время своего правления коренной петербуржец все чаще стал использовать в качестве резиденции не старую царскую столицу, а Сочи. Кроме того, он добился, чтобы Зимние Олимпийские игры 2014 года были отданы во власть субтропического курорта, что многие восприняли тогда как прихоть хозяина Кремля. С любовью он относился к Сочи и позже: в прошлом году Путин почти 40 раз приезжал в сочинскую резиденцию площадью 40 гектар. Особенно в теплое время года Путин предпочитает заниматься делами на Черном море.
И в нынешнем году Путин принимал в резиденции «Бочаров Ручей», помимо прочих, федерального канцлера Ангелу Меркель (Angela Merkel), премьер-министра Индии Нарендру Моди (Narendra Modi) и много раз сирийского президента Башара Асада (Baschar al-Assad). Незадолго до ЧМ-2018 Путин собирал тут организационный комитет, чтобы дать ему последние указания.
Не только Путин, но его премьер Дмитрий Медведев с комфортом обосновался в Сочи. Строительство его шале «Псехако» в горах у Красной Поляны, по слухам, обошлось в 75 миллионов евро и стало для оппозиции одним из поводов для критики путинского протеже. Но в самом Сочи практически никто не возражает против присутствия высших государственных функционеров. Как-никак, это колоссально повышает статус города.
Единственное недовольство вызывают автомобильные пробки, когда хозяин Кремля приезжает в город на различные мероприятия, и в связи с этим перекрывают дороги. Но даже к самой длинной пробке жители относятся спокойно — на российском юге никто не торопится. Это вам не столица.