Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лицо чемпионата мира по футболу определяют болельщики из Латинской Америки и Африки

© РИА Новости Алексей Мальгавко / Перейти в фотобанкБолельщики ЧМ-2018 по футболу на Центральном рынке в Ростове-на-Дону
Болельщики ЧМ-2018 по футболу на Центральном рынке в Ростове-на-Дону
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Болельщики из Латинской Америки и Африки громко поют и устраивают пляски, превращая Чемпионат в настоящий всемирный фестиваль культуры. В плане настроения на трибунах европейцы не могут с ними сравниться. На это есть причины. Так, многие болельщики из Латинской Америки страстно болеют за свои сборные, в то время как для европейцев важнее игры клубов.

В чисто спортивном плане они зачастую проигрывают европейцам, но на трибунах «соревнование» обычно имеет противоположный исход — именно гости из Латинской Америки и Африки определяют лицо турнира за пределами футбольных полей. Они стучат в барабаны, танцуют в пестрых масках на улицах российских городов, да и на самих стадионах тон задают именно они.

При этом, в отличие от европейцев, им пришлось преодолеть по пути на чемпионат мира намного большее расстояние и потратить на дорогу больше денег. Почему именно они доминируют в России?

Многие болельщики из Латинской Америки «более страстно болеют за свои сборные», чем европейцы, считает Харальд Ланге (Harald Lange), руководитель Института фанкультуры в Вюрцбурге. В Германии и других странах Европы, по его словам, для многих болельщиков в эмоциональном плане намного важнее игры любимых клубов, а не национальных сборных.

Страсть латиноамериканских и африканских болельщиков находит выражение в большей изобретательности в процессе поддержки любимых команд — и это способствует культурному обмену между представителями разных стран. «Фараонские» головные уборы поклонников сборной Египта, бамбуковые барабаны болельщиков из Сенегала, мексиканские маски для рестлинга — именно на их фоне больше всего любят делать «селфи» как россияне, так и фанаты из других стран.


Важную роль играет также звуковая поддержка любимых команд. «Игра проходила в Москве, но у нас было ощущение, что мы выступаем в Касабланке», — признался тренер сборной Марокко Эвре Ренар (Hevré Renard) после поражения в игре с Португалией в «Лужниках». А мексиканский голкипер Гильермо Очоа (Guillerme Ochoa) после победы над Южной Кореей сказал, что это была «как будто домашняя игра» для его команды.

Болельщики в сомбреро определяли настроение на стадионе и в первой игре против сборной Германии. «Все они знали нужные «кричалки» и песни и буквально испытывали потребность подпевать. Немецким болельщикам этого несколько не хватает», — признал уполномоченный по делам болельщиков Германского Футбольного Союза (DFB) Михаэль Габриэль (Michael Gabriel).

«Основное «ядро» немецких фанатов, ранее заботившееся о настроении на стадионе, в последние 15 лет распалось», — пояснил он. На то были, по его словам, различные причины: в частности, критика в адрес Международной федерации футбола (ФИФА) за чрезмерное увлечение коммерческой стороной вопроса, а также все большее «переключение» болельщиков на любимые клубные команды в ущерб национальной сборной.

В десятку стран, где было продано наибольшее количество билетов на игры ЧМ-2018, входят Бразилия (72 512), Колумбия (65 234), Мексика (60 302), Аргентина (54 031) и Перу (43 583) — целых пять стран Латинской Америки. Среди европейцев в этот список, опубликованный ФИФА незадолго до начала турнира, вошли страна-хозяйка Россия (871 797 билетов) и Германия (62 541).

Болельщики, приехавшие в Россию, все чаще видят своих футбольных звезд лишь во время самих игр. На ЧМ-1982 в Испании игрок немецкой сборной Пауль Брайтнер (Paul Breitner) запросто раздавал интервью, сидя на краю бассейна на территории гостиницы, в которой проживала команда, в окружении других постояльцев. Эти времена остались в далеком прошлом. В перерывах между играми команды обычно запираются на своих тренировочных базах, а тренировки проходят, как правило, за закрытыми дверями. «Команды проживают в роскошных условиях и изолируются от внешнего мира, — констатировал специалист по фанкультуре Ланге. — Это считается проявлением профессионализма, но на деле разрушает связь между спортсменами и болельщиками».

Однако примеры команд из Перу и Мексики доказывают, что можно действовать и по-другому. Так, перуанцы в начале турнира организовали встречу с болельщиками прямо в своем отеле неподалеку от московского аэропорта «Шереметьево». А команда Мексики вечером накануне игры против Кореи в Ростове-на-Дону вышла в полном составе к своим поклонникам и поблагодарила их за поддержку. В этой встрече приняли участие около 200 фанатов.

А как обстоят дела в окружении немецкой команды? Михаэль Габриэль считает добытую на последней минуте победу над Швецией чрезвычайно важной не только в чисто спортивном плане, но и для налаживания связи между игроками команды и болельщиками. «Возможно, в момент, когда счет стал 2:1, «искра» с футбольного поля перекинулась на ряды болельщиков», — предположил он.

Будет ли этого достаточно, чтобы сравняться с латиноамериканскими и африканскими фанатами, станет ясно по ходу турнира. Но для начала Германии предстоит добиться необходимого спортивного результата и пробиться в 1/8 финала. Однако это уже совсем другая история.