Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Какие новые санкции США против России наиболее вероятны?

© AP Photo / J. David AkeФлаги США вокруг монумент Вашингтона в День независимости США
Флаги США вокруг монумент Вашингтона в День независимости США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конгресс очень резко и негативно отреагировал на желание президента Дональда Трампа ослабить действующие санкции. А пресс-конференция Трампа и Путина, прошедшая 16 июля в Хельсинки, убедила многих законодателей в том, что необходим новый закон о санкциях против России. И американский конгресс подготовил множество законопроектов, в которых предлагаются новые санкции против России.

Американский конгресс подготовил множество законопроектов, в которых предлагаются новые санкции против России. Конгресс очень резко и негативно отреагировал на желание президента Дональда Трампа ослабить действующие санкции. 28 июля 2017 года сенат подавляющим большинством (98 «за», 2 «против») проголосовал за принятие закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который был тихо и спокойно подписан Трампом. Этим законодательным актом узаконены санкции, уже введенные против России, а поэтому Трамп не мог их отменить своим президентским указом. Закон ужесточил некоторые санкции и предложил администрации различные варианты их дальнейшего усиления. Многие члены конгресса жалуются, что администрация делает недостаточно, и требуют принятия более сурового закона о санкциях. Пресс-конференция Трампа и Путина, прошедшая 16 июля в Хельсинки, убедила многих законодателей в том, что необходим новый закон о санкциях против России.

Конгресс сосредоточил внимание в основном на четырех законопроектах. Все они относятся только к России. Последний и самый обширный законопроект, получивший рабочее название закон «О защите безопасности США от агрессии Кремля от 2018 года» (DESKAA), предложили шесть сенаторов. Среди них три демократа (Роберт Менендес (Robert Menendez), Бенджамин Кардин (Benjamin Cardin), Джин Шахин (Jean Shaheen)) и три республиканца (Линдси Грэм (Lindsey Graham), Кори Гарднер (Cory Gardner) и Джон Маккейн (John McCain)). Вероятно, этот закон придет на смену закону «О защите выборов от угроз путем установления ограничений» (DETER), который был предложен в январе прошлого года сенаторами Крисом Ван Холеном (Chris van Hollen) и Марком Рубио (Marco Rubio). Сенаторы-республиканцы Джон Баррассо (John Barrasso), Кори Гарднер и Стив Дейнс (Steve Daines) представили закон «О сотрудничестве в сфере энергетической безопасности», цель которого проста — ввести санкции против «Северного потока — 2». Демократ Стини Хойер (Steny Hoyer) из палаты представителей предложил закон «О защите Америки от российского вмешательства», который включает 18 различных законопроектов. Восемь из них пользуются поддержкой обеих партий. Три последних законопроекта были выдвинуты после саммита в Хельсинки.

В плане новых экономических санкций эти законопроекты сфокусированы на четырех секторах: государственные долговые обязательства, энергетика, российские государственные финансовые институты и «Северный поток — 2». В настоящее время закон «О защите безопасности США от агрессии Кремля от 2018 года» кажется естественной отправной точкой для начала переговоров, потому что его выдвинули важные конгрессмены, потому что его активно продвигают, потому что он весьма своевременен и содержит серьезные формулировки. Полностью текст закона пока не опубликован, но он кажется более осторожным, чем закон «О защите выборов от угроз путем установления ограничений». В этом законопроекте есть и множество других требований, касающихся киберугроз и защиты американской избирательной системы.

Больше всего шансов у санкций, относящихся к государственному долгу. Закон «О защите безопасности США от агрессии Кремля» имеет целью поставить под запрет и наложить санкции на «сделки, относящиеся к новым государственным долговым обязательствам Российской Федерации». Он запрещает американцам покупать российские государственные облигации, а его формулировки указывают на то, что торговля на вторичном рынке будет разрешена. С учетом того, что российский государственный долг составляет всего 13% от ВВП, эту меру нельзя назвать драконовской, но она все равно важна.

Самыми неоднозначными являются санкции в сфере энергетики. Закон «О защите безопасности США от агрессии Кремля» предусматривает санкции «против сделок, относящихся к энергетическим проектам, реализуемым российскими государственными и полугосударственными хозяйственными организациями», что вызывает тревогу у американских энергетических компаний. Закон «О защите выборов от угроз путем установления ограничений» предусматривает запрет на совместные предприятия с российскими государственными энергетическими компаниями, из-за которого американские фирмы будут вынуждены выйти из таких уже действующих проектов без какой-либо компенсации. Из-за этого американские нефтяные компании не смогут участвовать в Каспийском трубопроводном консорциуме (по строительству трубопровода из Казахстана), что совершенно бессмысленно. Американские компании будут вынуждены выйти из совместных предприятий в недружественных странах, если их акции продавались подвергнутым санкциям российским компаниям. Такие проблемы можно решить за счет предоставления привилегий некоторым проектам и согласия на совместные предприятия до определенного уровня. Но если это станет распространяться на крупные российские компании из сферы энергетики, таких мер будет недостаточно.

В законе «О защите выборов от угроз путем установления ограничений» предлагается ввести санкции против ряда государственных финансовых институтов, но в законе «О защите безопасности США от агрессии Кремля» этого нет, и он в большей степени сосредоточен на персональных санкциях. Тем не менее, те государственные финансовые институты, которые обслуживают Кремль, а не российский народ, могут быть подвергнуты новым санкциям, хотя это можно сделать и в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций».

Санкции против «Северного потока — 2» и его субподрядчиков вряд ли получат необходимую политическую поддержку. Многие конгрессмены испытывают неловкость от попыток диктовать условия Европе в сфере энергетической политики посредством санкций. Этого пункта нет ни в законе «О защите безопасности США от агрессии Кремля от 2018 года», ни в законе «О защите выборов от угроз путем установления ограничений». А закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» оставляет такую возможность на усмотрение администрации.

В законе «О защите безопасности США от агрессии Кремля» содержится важное требование об усилении управления Госдепартамента по координации санкций. Есть экономическое требование о продлении ограничений на импорт российского урана. Закон «О защите безопасности США от агрессии Кремля» также требует усиления прозрачности, включая «информирование о состоянии и активах Владимира Путина», потому что администрация не выполнила условие закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», предусматривающее раскрытие информации о состояниях близких к Кремлю олигархов. Он требует, чтобы страховые компании сообщали о фактах покупки дорогостоящей недвижимости владельцами и держателями контрольных пакетов акций крупных компаний.

По сути дела, эти новые законопроекты о санкциях против России являются вотумом недоверия Трампу. Однако закон «О защите безопасности США от агрессии Кремля» кажется наиболее разумным и умеренным в плане ужесточения антироссийских мер, и поэтому он может получить поддержку в конгрессе.

Андерс Ослунд — старший научный сотрудник Атлантического совета (Atlantic Council) и адъюнкт-профессор Джорджтаунского университета.