Под водами Каспийского моря покоится больше нефти, чем во всех США, и приблизительно столько же газа, как в США. А в воде плавают 90% всех осетров мира — тех самых рыб, производящих черную икру, которая стоит до 25 тысяч долларов за килограмм.
Из-за этих богатств должно было пройти более двух десятков лет, прежде чем Россия, Иран, Азербайджан, Туркменистан и Казахстан неделю назад сумели прийти к принципиальному соглашению о будущем Каспийского моря.
Главы пяти прикаспийских государств — кремлевский шеф Владимир Путин, президент Ирана Хасан Рухани, туркменский диктатор Гурбангулы Бердымухамедов, азербайджанский автократ Ильхам Алиев и казахский деспот Нурсултан Назарбаев — подписали исторический документ.
Договор должен быть еще одобрен парламентами каждой из стран. Но так как в Москве, Тегеране, Астане, Ашхабаде и Баку у власти не демократы, то это лишь чистая формальность.
Договор предписывает, как в будущем должен быть поделен самый большой внутренний водоем в мире. Помимо прочего, подписанный в казахском портовом городе Актау договор предусматривает следующее:
- 15-мильные зоны, ограничивающие территориальные воды каждого из государств;
- кроме того, акватории шириной 10 миль, прилегающие к этим зонам, объявлены рыболовными зонами, где каждое из государств обладает исключительными правами рыболовства;
- только прикаспийские государства получают право военного присутствия в Каспийском море;
- кроме того, в будущем должны быть созданы возможности для сотрудничества в области транспорта, туризма и борьбы с наркоторговлей;
- однако главный пункт договора фиксирует, что все пять прикаспийских стран пришли к соглашению, согласно которому Каспийское море не является ни озером, ни морем.
По последнему пункту переговоры продолжаются, так как вопрос о том, является ли Каспий морем или озером, имеет решающее значение для разработки гигантских месторождений нефти и газа, в которой заинтересованы все страны.
- Если рассматривать Каспийское море как море, о чем свидетельствуют его размеры и содержание соли в воде, то границы каждого из государств должны пролегать по их береговой линии.
- При таком решении вопроса самым большим бенефициаром становится Казахстан, а проигравшей стороной — Иран.
- По этой причине Исламская республика заинтересована в том, чтобы Каспийское море считалось озером. Тогда согласно международному праву все пять стран получат равные доли.
«В конвенции о правовом статусе Каспийского моря распределение дна и недр еще не определено», — сказал иранский президент Хасан Рухани сразу после конференции. По его словам, об этом еще предстоит договориться. Это было послание гражданам его страны.
После распада огромной коммунистической империи Иран выступал за то, чтобы или использовать Каспийское море и разрабатывать его недра вместе, или же разделить его на пять равных частей и рассматривать акваторию как озеро. Но из этого ничего не вышло.
Вопрос о том, как распределить предполагаемые запасы подводных недр Каспия в 48 миллиардов баррелей нефти и 292 триллиона кубических метров газа, главы государств и правительств отложили на потом. Критики внутри страны обвинили Рухани в излишней мягкости.
Также неясно, что станет с планами прокладки газопровода между Туркменистаном и Азербайджаном. Договор предоставляет каждому из пяти государств право прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Однако документ указывает на то, что необходимо противодействовать загрязнению Каспийского моря. Ссылаясь именно на экологические риски, Россия и Иран до сих пор противодействовали осуществлению данного проекта.
Благодаря договору, Кремль обеспечил себе в Каспийском море свободу, прежде всего военных действий. Русские ВМС смогут и далее беспрепятственно проводить операции за пределами территориальных вод прикаспийских стран. Это важно в том числе и для военных действий в Сирии. Неоднократно Россия запускала с военных кораблей в Каспийском море крылатые ракеты в направлении целей на территории объятой гражданской войной страны.