«Россия стала жертвой агрессии, бьющей все рекорды жестокости. Но к немцам относились дружественно уже через несколько лет после их поражения. „Пражский кабачок" же верещит и по прошествии полувека. Войны НАТО, на совести которых миллионы жертв, окуривают кадилом», — вот что говорит в интервью «Парламентни листы» убежденный коммунист Йозеф Скала (Josef Skála), который также высказывается о 1968 годе.
Parlamentní listy: Вы вернулись из России, куда ездили по случаю 75-й годовщины Курской битвы. Какие у Вас остались впечатления?
Йозеф Скала: России действительно чрезвычайно помогают западные «санкции». За время поездок по местам героической славы Красной армии и пути в Москву мы проехали как минимум тысячу километров. Подавляющее большинство сел — в лучшем состоянии, чем у нас. Их обрамляет широкая полоса с тщательно подстриженным газоном. По сравнению с тем, что было еще десять лет назад, изменения просто принципиальные. Не только там, но и в городах в глаза бросается чистота и порядок, невиданные в некоторых местах Праги. Ассортимент в магазинах как минимум аналогичен нашему. Правда, продукты там не проходят «кастрацию», продиктованную сумасбродством Европейского Союза. По вкусу то, что изображено на этикетке, напоминает продукты нашего детства. Нельзя не упомянуть и об инвестиционном буме в промышленности и жилом строительстве. На улицах нет и десяти процентов от того количества защитников правопорядка, к которому уже все привыкли во Франции, Германии и других западноевропейских странах.
Все это коллективные впечатления двух десятков чехов, которые побывали в Курске. Нас, коммунистов, среди них было двое: депутат Европейского парламента Ярда Когличек (Jarda Kohlíček) и я. Из стран, которые не входили в состав СССР, наша группа была единственной. Но из Словакии и других государств хотя бы пришли поздравительные телеграммы. А наше посольство даже не удосужилось этого сделать. Может, теперь в награду повысят кого-нибудь из наших в НАТО.
— Что Вы думаете по поводу некоторого преуменьшения роли Красной армии во Второй мировой войне в западных СМИ?
— В Чехии с этим еще хуже. Кто нашел в себе смелость сказать во всеуслышание, что Курск означал конкретно для нас? А ведь именно после него фронт стал смещаться уже только в западном направлении. И лишь вопросом времени было, когда к нам вернется свобода. Кровь красноармейцев привыкли воспринимать как саму собой разумеющуюся банальность. И так же привыкли расценивать титанические усилия всех тех, кто поддерживал армию в тылу, включая миллионы женщин и детей. Это безнравственное обеднение духа. Не стоит ходить вокруг да около — нужно называть вещи своими именами. России было куда отступать. Хоть за Урал. И что ожидало бы нас, если бы она «воевала», как «сладкая Франция»? «Окончательное решение чешского вопроса» оказалось бы на повестке дня сразу после того, как Третий рейх одержал бы победу, в том числе благодаря оружию с наших заводов. Сценарий предполагал массовый расовый геноцид. Разве удалось бы укротить Третий рейх «либералам», которые без колебаний подписали Мюнхенское соглашение? Уже по нему, как пишет в мемуарах Эдвард Бенеш, нас отдавали Гитлеру «на многие десятки лет». Но мэйнстрим об этом молчит и предпочитает распространять подлую ложь о России и служить современной «партии войны». Порой все это трудно отличить от прежней болтовни об «агрессивной Москве» и Бенеше как ее «агенте».
— Во вторник Вы проведете дискуссию недалеко от Ческа-Липа о судьбе чехов за рубежом. Можете ли Вы чуть больше рассказать нам об этом?
— Сейчас модно виновных превращать в жертв, а их палачей выставлять агнцами. Не исключение и разбирательства, кто кого «несправедливо изгнал» из нашей страны. Когда об «изгнании немцев без политических и нравственных причин» заявила уже даже Ангела Меркель, мы провели протестный митинг перед посольством ФРГ. Его сотрудники передали наш призыв, адресованный немецкому канцлеру, о том, чтобы впредь она воздержалась от подобных ляпов. Пусть лучше добивается принятия закона, карающего за «судетскую ложь» так же, как сейчас карают за ложь об Освенциме. Мы собираемся именно в Голанах потому, что 28 августа 1938 года, ровно 80 лет назад, там прошла самая большая совместная чешско-немецкая демонстрация против фашизма и войны. К 30 тысячам участников в этнически смешанной пограничной области обратился Богумир Шмерал и немецкие антифашисты. Более 100 чехов стали жертвой террора Генлейна уже через несколько дней после демонстрации и еще до Мюнхенского соглашения. А сразу после него приграничные районы вынуждено было покинуть 160 тысяч чехов (до конца войны — в два раза больше). Дату подписания позорного Мюнхенского соглашения мы объявили Днем памяти чехов, изгнанных из чешских приграничных областей, еще на митинге перед посольством Германии. В Голанах мы проведем дискуссию с участием чешских и немецких историков и политиков. Тема «изгнания» прольет свет на многие факты, которые канули в намеренно сгущаемую тьму. В конце встречи прозвучит совместное чешско-немецкое заявление, в котором мы обратимся к антивоенным, антифашистским силам в наших и в десятках других стран.
— На памятнике маршалу Коневу в Праге уже висят таблички, разъясняющие его роль в подавлении восстания в Венгрии и во вторжении войск Варшавского договора в Чехословакию. Как Вы расцениваете подобное объяснение исторической роли маршала?
— На плечах Уинстона Черчилля лежит вина за гибель миллионов людей. Кроме того, он автор плана нападения на Советский Союз первого июля 1945 года! Планировалось даже привлечь несколько дивизий вермахта, которые для этой цели он держал в полной боевой готовности. И что, кто-то требует «дополнений» на памятник Черчиллю в Праге?
Войска, которыми командовал Иван Конев, проливали кровь задолго до открытия «второго фронта». Только благодаря им сегодня живет эта кучка пустозвонов, которые открывают свои грязные пасти и болтают о Коневе. Ерунду о том, что он «координировал разведку при подготовке к 21 августа», они просто высосали из пальца. Конев приезжал к нам встречаться с людьми такого уровня, как Людвик Свобода, и стремился удержать происходящее в рамках, приемлемых для миллионов женщин, чьих сыновей, дочерей и мужей забрала война, а также для миллионов парней, которым этот ад изуродовал жизнь. Не так однозначно, как преподносят сегодня, обстояли дела и с «венгерским восстанием». Вмешаться Москву просили такие политики, как маршал Тито.
Табличка, уродующая памятник Коневу, лжет и о мае 1945 года. Там говорится об «украинском фронте», а то, что это было подразделение Советской армии, уже не упоминается. Фронт Конева создавался тогда, когда СССР гнал вермахт со своей земли. Он формировался так же, как и все остальные ему подобные, из всех советских народов, а не только из украинцев, как людям мелят ехидные языки. То, что Конев освободил регионы вокруг Праги, отрицать не берется даже автор клеветнической таблички. Но о Праге там написано, что Конев просто «вошел в нее первым». Чушь о Праге, которая якобы без Красной армии прекрасно обошлась бы (мол, вся благодарность должна достаться власовцам, которые стремились попасть в западный плен), очерняет памятник Ивану Коневу. Цель — поспособствовать распространению еще большей мерзости о том, что Конев командовал «экспортом сталинского тоталитаризма».
Меня тошнит от тех, кто бесчестит памятник Коневу. Их поддерживает только террариум абсолютно безнравственных псевдоинтеллектуалов. Вечно так продолжаться не будет. Накануне того дня, когда этот пасквиль «торжественно открыли», мы сказали об этом прямо там на месте. Всем, кого трусливо оскорбляют, мы во всеуслышание пообещали, что так дело не оставим. Мы не остановимся, пока не отправим эту дрянь ко всем чертям.
— Как объяснить тот факт, что чешский идейно убежденный коммунист защищает Российскую Федерацию, где, по мнению некоторых экономистов, например Тома Пикетти, царит самый уродливый капитализм современности?
— Если говорить о порядках, которые завел Горбачев и Ельцин, то Пикетти не далек от правды. Марксисты относятся к ним в тысячу раз более критично, чем все «либеральные» святоши. Они не стеснялись лить елей даже тогда, когда Ельцин обстреливал парламент. Современная Россия отличается как минимум двумя вещами. Она уже не ловит каждое слово Америки и укрепляет свой суверенитет. Восстановление геополитического равновесия дает возможность и нашей стране занять свою позицию. Ельцин был атаманом социального дарвинизма, сорвавшегося с цепи. Путин же старается держать бизнес в границах, чтобы он человечнее относился к плебейскому большинству. Лично я хотел бы, чтобы людям доставалось намного больше. И если Россия останется суверенной, другого пути у нее не будет. Без прорыва демократии, который затронет и тех, кому принадлежат жизненно важные ресурсы, на этот раз тоже не обойдется. К этому сейчас, в 21 веке, как прежде, вынуждает внешнее давление.
— Недавно президент Путин встретился с канцлером Меркель и побеседовал с ней, в частности, о неработающих Минских договоренностях. Как возможно, что два влиятельнейших мировых лидера не могут добиться выполнения этих договоренностей?
— Минские договоренности саботирует киевский режим. Но он является марионеткой «хозяина планеты». На это не может повлиять даже европейская держава номер один. Руки ей связывают вассальные условия, прописанные в «свидетельстве о рождении» ФРГ в мае 1949 года. Они будут действовать до 2099 года. Их частью является «канцлерский акт». Каждый глава немецкого руководства обязан его подписать, прежде чем вступит в должность. В Вашингтоне, а не у себя дома.
— Оценивая свою поездку и принимая во внимание антироссийские санкции, что Вы можете сказать о том, как они влияют на жизнь в России?
— Если кто-то думает, что санкции спровоцируют Майдан на Красной площади, то буквально сам себе стреляет в ногу. Чем сильнее давить на русскую душу, тем хуже она поддается. Это заметно по сотням тысяч людей, которые праздновали юбилей победы в Курске, и то же было в феврале в Волгограде. Если бы не внешнее давление, многие, возможно, не пришли бы. Но теперь ими руководит желание дать понять, что плясать под чужую дудку они не собираются. Это касается даже тех поколений, для которых война — уже история. Именно об этом они тебе говорят, даже не дожидаясь вопросов, сами и спонтанно.
«Санкции» изменили и соотношение сил в российской политике и экономике. От россказней, которые так по вкусу «пражскому кабачку», большинство российских СМИ отказывается. Насколько серьезно они настроены — это уже другой вопрос. Но нет сомнений в том, СМИ лавируют в угоду настроениям большинства. Под «санкции» попали и миллиарды, схороненные в западных банках. Туда их перевела кучка «олигархов», а не фрезеровщиков и врачей, не машинистов или учителей, которых эта мафия обокрала. Прекрасное подтверждение того, как невероятно глупы эти «олигархи». Единственное, что умеют эти дармоеды, — разворовывать собственную страну. Но что даже с их преступным мамоном может что-то случиться, они не подумали и не зашевелились даже тогда, когда Путин пообещал все простить, если свой мамон они инвестируют дома.
Самую большую пользу, которую «санкции» приносят вопреки собственной злонамеренности, извлекает российская экономика. Эмбарго на западные кредиты разрушает гегемонию, которая душила банки, зависевшие от иностранного капитала. И теперь — уже в новых обстоятельствах — повторяется история, начавшаяся после Октябрьской революции. Развитие ключевых сфер финансируется прямо из государственного бюджета (как в военной, так и все больше в гражданской сфере). Эти сферы растут все быстрее потому, что им не мешают паразитические проценты и другая дурь. Позиция «реальной экономики» благодаря этому крепнет, а ведь именно она создает реальные ценности. Пропорционально ослабевает власть чванливых богатеев, которые умеют только безудержно «доить» свою страну…
— Как раз в то время, когда вы были в Москве, несколько десятков человек вышло на демонстрацию на Красную площадь, чтобы выразить свой протест против вторжения в 1968 году. Троих на какое-то время задержала полиция. Что Вы об этом думаете?
— Несколько недель назад на Чешском телевидении выступал один из тех, кто протестовал на Красной площади 50 лет назад. Он расхваливал нас в основном за то, что мы вошли в НАТО. Идиллии о «человеческом лице» он нанес удар из прошлого. Чего только не говорили о социализме в той шумихе, которая разгорелась у нас в последние дни. Но прозвучала правда, к которой следует прислушаться всем, кто ее еще не услышал. Пусть прозреют те, кого запутали эти «наперсточники». Россия стала жертвой агрессии, бьющей все рекорды жестокости. А к немцам дружественно относились уже через несколько лет после их поражения. Представители же «пражского кабачка» верещат даже по прошествии полувека. Войны НАТО, на совести которых миллионы жертв, они окуривают кадилом. За этой непримиримой ненавистью кроется колоссальное фарисейство. Но тем большего они себя лишают, и будет только хуже. Так им и надо.