К берегам Германии подошла строительная баржа. Между тем вокруг проекта все еще бушуют споры по поводу будущего украинского транзита и угроз американских санкций.
Этим летом баржа «Касторо 10» встала на глубоководье в Балтийском море, неподалеку от побережья Германии и пляжей Лубмина. Через восемь лет после строительства газопровода «Северный поток» судно итальянской компании «Саипем» начинает подготовительные работы к прокладке 1 230 километров труб «Северного потока — 2», который принадлежит Газпрому и оценивается в почти 9 миллиардов евро.
«Материал закуплен, а обработка труб завершена», — говорит Филипп Ведренн (Philippe Vedrenne), директор по международным рынкам «Анжи». Французская компания взяла на себя 10% финансирования проекта, как и немецкие «Унипер» и «Винтерсхалл», австрийская «О-Эм-Вэ» и англо-голландская «Шелл». «Мы выделили уже половину суммы, то есть порядка 400-450 миллионов евро», — отмечает Ведренн.
Альтернативный маршрут
Россия, Финляндия, Швеция и Германия уже предоставили необходимые для строительства разрешения. Введение газопровода в эксплуатацию намечено на конец 2019 года. Хотя запрос на обход территориальных вод Дании (выступает против проекта), поданный 10 августа, может на несколько месяцев замедлить строительство трубопровода мощностью 55 миллиардов кубометров в год, достаточной для снабжения 26 миллионов европейских семей, как отмечают представители «Северного потока — 2».
Проект вызывает противоречивую реакцию в Европе. Так, например, Германия и Австрия защищают его ради интересов промышленности, тогда как Италия выступает против. «77 миллиардов кубометров, которые прошли в Европейский союз из России через Украину в прошлом году, принесли украинцам 2,6 миллиарда евро. Если "Северный поток — 2″ будет построен, а спрос не будет активно расти, это может иссушить транзит», — отмечает Тьерри Брос (Thierry Bros) из Оксфордского института энергетических исследований. Учитывая, что текущий договор на поставку газа через Украину истекает в конце 2019 года, «Европейская комиссия предпочла бы, чтобы эти деньги шли от Газпрома, а не из европейских субсидий».
Российская доля рынка растет
Летом состоялась трехсторонняя встреча представителей Европейской комиссии, тогда как сторонники проекта подчеркивают необходимость неполитизированного подхода. Непростая задача… «Здесь существует целая ролевая игра со скрытыми планами. Украинцы же не пытаются играть открыто, поскольку собираются повысить транзитные расценки», — отмечает Тьерри Бро.
США «в засаде»
США в свою очередь «сидят в засаде и осложняют анализ», — продолжает он. «Зачем Европе еще больше увеличивать зависимость от российских энергоносителей?», — критически заявил неделю назад советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон.
В прошлом году Конгресс принял закон (в связи с подозрениями насчет российского вмешательства в президентскую кампанию 2016 года) с угрозой санкций в адрес «Северного потока — 2» и финансирующих его предприятий. Хотя в ноябре прошлого года горизонт прояснился, «Конгресс пользуется "Северным потоком — 2″ для противодействия России, а Трамп пытается с его помощью поквитаться с немцами, которые, по его мнению, недостаточно финансируют НАТО, и продать американский сжиженный газ», — считает осведомленный источник.
Полный пересмотр
Выступая в Финляндии в прошлый четверг, Эммануэль Макрон выступил за «полный пересмотр» отношений ЕС и России. 7 сентября у него назначена встреча в Ангелой Меркель во Франции, но пока что Париж не высказывал свою точку зрения на этот счет.
Повсюду ходят самые разные предположения насчет того, что Франция могла бы потребовать от Германии в обмен на поддержку: отказ от угля, потолок углеродных тарифов в Европе…