На Кольском полуострове происходит масштабное наращивание вооружений. Редактор «Баренц Обзервер» (The Barents Observer) называет ситуацию в отношениях между Россией и Западом «холодной войной 2.0».
Активное строительство хранилищ для складирования как атомных ракет, так и обычных сверхточных крылатых ракет большой дальности существенно усилит военную мощь России и упрочит ее оборонный потенциал в Баренцевом и Норвежском морях.
Об этом пишет The Barents Observer.
Редактор издания Томас Нильсен (Thomas Nilsen) в течение последних четырех лет внимательно следит за наращиванием российских вооружений. Поэтому модернизация российских вооруженных сил на севере его не удивляет.
Редактора поражают масштабы эскалации вооружений.
«Речь идет о больших новых и в большом количестве ангарах для вооружений, каждый площадью в тысячи квадратных метров. Я даже немного удивлен тем, какие масштабы это приняло в последний год», — говорит Нильсен о снимках Гугл Эрт (Google Earth) с Кольского полуострова, которые он изучает в последнее время.
«Холодная война 2.0»
Массированное строительство с российской стороны — прямой ответ на присутствие на севере НАТО. Поскольку Россия усиливает свои позиции на севере, НАТО тоже усиливает военную активность на севере.
Поэтому The Barents Observer и исследователь из NUPI (Норвежский институт проблем мира) Юлие Вильхельмсен (Julie Wilhelmsen) считают, что наращивание вооружений не направлено непосредственно на Норвегию. Но возросшая военная активность может способствовать тому, что Норвегия и Финнмарк почувствуют свою близость к России.
«В международном плане мы находимся внутри игры. Здесь речь идет о спирали, в которой находишься. Возможно, мы можем назвать это «холодной войной 2.0», — говорит Нильсен.
«То, что происходит — это классика. Если возникнет опасность войны, то хорошие торговые отношения будут не слишком важны. Лучше всего слышат тех, кто работает в ведомствах, имеющих отношение к безопасности, и утверждает, что Россия — потенциальная военная угроза на севере. То же самое и с российской стороны», — говорит Вильхельмсен, которая стала в России нежелательной персоной.
Это затрудняет сотрудничество
Российские вооруженные силы с 2008 года модернизируют собственную оборону. То же самое происходит и на Западе. Поблизости от российской границы прошло несколько крупных учений НАТО.
Роль Норвегии как члена НАТО может затруднить любое другое сотрудничество с Россией.
«Здесь речь о попытке быть и членом НАТО на севере, и партнером России на севере. Удается она не вполне. И получается так, что элементы политики безопасности привносятся в те сферы, в которых Норвегия и Россия могли бы сотрудничать», — говорит Вильхельмсен.
Не уверены в соседе на востоке
В пятницу, во время ежегодной конференции NUPI, посвященной России, министр иностранных дел Ине Эриксен Сёрэйде (партия Хёйре) заявила, что наращивание российской военной мощи в сочетании с продемонстрированным Россией желанием использовать эту военную мощь создало неуверенность в определении целей страны, пишет «Дагбладет» (Dagbladet).
Министр иностранных дел заметила далее, что ей понятно, что военная активность не направлена главным образом против Норвегии, но, тем не менее, выразила озабоченность наращиванием Россией военной мощи, размещением новых систем вооружений и более жесткой позиции России, проявляющейся в непосредственной близости на севере.
Надо сохранять контакты на севере
Томас Нильсен говорит, что скепсис по отношению к тому, что происходит в России, растет, и это заметно, но важно, чтобы Финнмарк продолжал сотрудничать и сохранять контакты с русскими.
«Даже в такое время, как нынешнее, важно сохранять народную дипломатию с Россией», — считает Томас Нильсен.
Контакты подобного рода помогают тому, чтобы жители обеих стран не относились с подозрением к людям по другую сторону границы.