Во время Второй мировой войны советских военнопленных помещали в сверхсекретный лагерь в Бюринге неподалеку от Стрэнгнэса. Среди них был и отец Алекса Юханссона (Alex Johansson).
Алексей Кузнецов было одним из 60 советских морских пехотинцев, которые в сентябре 1941 года отступали по Балтийскому морю, спасаясь от наступления немецких нацистов на Прибалтику.
Здесь их загнали в лагерь, который на самом деле был построен, чтобы содержать в нем шведских коммунистов и других граждан, считавшихся «ненадежными».
164 пленника
«Он рассказал, что вначале было здорово из пламени мировой войны попасть в нейтральную Швецию. Но затем они увидели колючую проволоку и были потрясены», — рассказывает сын одного из советских военных Алекс Юханссон.
Он сам провел расследование, посвященное лагерю в Бюринге, и в военных архивах нашел документы в том числе и на своего интернированного отца. Всего в лагере было 164 заключенных, большинство — солдаты и офицеры.
Сталинский режим в Советском Союзе об этом прекрасно знал, и через некоторое время заключенные начали конфликтовать между собой и разделились на две группы.
«Среди тех, кто прибывал позднее, были политруки и комиссары. Они все вынюхивали и за всем следили, и это было очень неприятно для остальных», — рассказывает Алекс Юханссон.
Смогли воссоединиться
Когда лагерь в 1944 году закрыли, большинство пленников отправили домой в Советский Союз, но 34 человека попросили убежища и остались в Швеции. Алексей Кузнецов переехал в Эскильстуну, где со временем встретил женщину, ставшую матерью Алекса.
Алексею Кузнецову было всего 29 лет, когда его послали на войну, и он потерял связь со своими родственниками. Но в 1964 году он написал письмо на свой домашний адрес в СССР и смог воссоединиться с сестрой.
«Мы отправились на пароме в Ленинград, он тогда так назывался, и она рассказала ему, как сложилась судьба их родителей», — говорит Алекс Юханссон.
Лагеря для русских в Швеции
В конце Второй мировой войны в Швеции было более сотни тысяч беженцев, в том числе примерно 4 тысячи советских русских, среди которых было много солдат Красной армии, сбежавших из лагерей для военнопленных в Норвегии, Финляндии и Германии.
Здесь, в Швеции, их сажали в особые лагеря, которые в народе назывались «русские лагеря». Кроме Бюринге, русские лагеря имелись в Вэстманланде, Коппарбергсе и в районе Упсалы.
Сталинский режим об этом прекрасно знал благодаря договору, который Швеция заключила с Советским Союзом.
Более половины советских русских отправили обратно в Советский Союз. Судьба вернувшихся домой пленных неизвестна, но, вероятно, многих из них казнили или отправили в трудовые лагеря.