«Мы предпочитаем с государством работать — вместо того, чтобы просто его критиковать», — говорит епископ и православный лидер в интервью газете «Публико».
Público: Известная близость Владимира Путина к православной церкви во главе с патриархом Кириллом дает президенту определенные преимущества, когда в России проходят выборы?
Иларион Алфеев: Безусловно, потому что, когда большинство людей являются православными христианами, и президент тоже православный христианин, от этой близости выигрывают обе стороны. Людям по душе, что президент с ними одной веры, а президент Путин, в свою очередь, пользуется общественной поддержкой.
— Церковь никогда не поддерживает конкретную политическую партию или кандидата. Согласно нашему внутреннему регламенту, мы не можем открыто призывать голосовать за конкретного кандидата. И официальные представители церкви никогда этого не делают. Однако церковь может комментировать социальные позиции политических партий или политиков. Она может выступать в поддержку тех или иных позиций или критиковать их. Сотрудничество между Церковью и государством распространяется на многие сферы жизни. Но есть и такие, в которых голос церкви остается не услышанным.
— Какие, например?
— На протяжении последних 20 лет мы призываем к введению в школах религиозного образования. Все это время мы обращались с данным вопросом к нашим государственным органам, нашему министру образования и до сих пор не получили ясного ответа, кроме слов о том, что церковь в нашей стране отделена от государства. Единственное, чего мы смогли добиться, это введения в школьную программу одного 45-минутного урока по религии в неделю в рамках общекультурной дисциплины, которая преподается не священником, а просто учителем. И никакого прогресса в диалоге [с правительством] по этому вопросу нам пока достичь не удалось.
— Существует разделение между церковью и государством. Однако по некоторым вопросам, таким как преподавание религии в школах, церковь нуждается в союзе с государством, чтобы эти и другие вопросы стали приоритетом для правительства с законодательной точки зрения?
— Да, разумеется, по многим вопросам мы поддерживаем диалог с государством, а иногда и сотрудничаем с государственными органами для внесения некоторых изменений в законодательство. Это возможно. Но у нас нет гарантии, что всякий раз, когда мы хотим внести какие-то изменения, наши пожелания будут учтены.
— Церковь нуждается в государстве, а государство нуждается в церкви ?
— Да.
— И такая схема работает?
— Работает. Но нас часто спрашивают, почему мы не критикуем государство. Я всегда отвечаю, что мы предпочитаем с государством работать — вместо того, чтобы делать его объектом критики. Мы предпочитаем встречаться с людьми, занимающими руководящие посты, и излагать им нашу позицию. Во многих случаях к нашему мнению прислушиваются, но не всегда. Мы можем говорить о разных способах сотрудничества между церковью и государством, которые во многих случаях приносят результаты. Но есть вопросы, по которым мы расходимся во мнениях.
— Например, в вопросе об уважении или нарушении прав человека в России?
— Эта тема не входит в круг вопросов, по которым мы работаем с государством.
— Для церкви, которая, как Вы сказали, должна участвовать в обеспечении общественного благополучия, защита прав человека является важной проблемой?
— Да, это важно.
— Вы наблюдаете уважение прав человека?
— С чьей стороны?
— Со стороны государства.
— Я считаю, что в России уважают права человека.