Неутихающий скандал в Шведской академии — далеко не первый в истории Нобелевской премии.
В 1901 году первую Нобелевку по литературе получил француз Сюлли-Прюдом. На Шведскую академию сразу же обрушились 42 деятеля культуры: по их мнению, премии заслуживал Лев Толстой. Время расставило все по своим местам: гигант мысли из них двоих — Толстой, а Прюдом в истории литературы — величина проходная.
В 1908 году премия по литературе была присуждена малоизвестному немецкому философу Рудольфу Эйкену. То был компромисс между двумя фракциями внутри Шведской академии, уступка, которой никто не желал.
Когда в 1911 году Нобелевская премия по физике досталась Марии Склодовской-Кюри, тоже поднялась шумиха. Уже после обнародования решения стало известно о ее романе с женатым мужчиной Полем Ланжевеном. Академия наук открыто призывала ее остаться дома, но та все же приехала в Стокгольм, прочла доклад о своих работах и забрала премию лично.
Премия за лоботомию
В 1918 году Нобелевская премия по химии досталась немцу Фрицу Габеру. Он открыл синтез аммиака, положив начало современному сельскому хозяйству. Загвоздка была лишь в том, что в Первую мировую войну разработки Габера использовались при изготовлении отравляющих газов, и союзники от его награждения пришли в ярость.
Журналист и пацифист Карл фон Осецкий, тоже немец, получил Нобелевскую премию мира в 1935 году. А за пять лет до этого из-за протестов против милитаризации Германии его приговорили за предательство и измену родине. В 1933 году его бросили в концентрационный лагерь, и награждение вывело из себя Адольфа Гитлера. После этого Гитлер запретил немцам принимать Нобелевскую премию.
Нобелевская премия по медицине в 1949 году досталась португальцу Антониу Эгашу Монишу, изобретателю лоботомии. Она широко использовалась в 1940-х и 50-х для лечения тяжких психиатрических заболеваний. Этот метод «лечения» широко критиковался и считался величайшей оплошностью медицинской науки. В Норвегии последняя лоботомия была произведена в 1974 году.
«Нет, спасибо»
Когда в 1958 году премию по литературе присудили Борису Пастернаку за его роман-трагедию «Доктор Живаго», советские власти не стерпели — книгу сочли оскорбительной клеветой на коммунистическую партию. На родине писателя роман вышел в свет лишь в 1988 году.
Француз Жан-Поль Сартр, награжденный премией по литературе в 1964 году, от нее тоже отказался — на сей раз совершенно добровольно. Впоследствии он пожалел о своем решении, признавая, что призовые деньги бы ему не повредили. Но было поздно.
Еще один скандал разразился в СССР в 1970 году, когда премию по литературе получил Александр Солженицын. От премии ему также пришлось отказаться — из опасений, что его не пустят обратно в страну.
Премия мира за 1973 год досталась госсекретарю Генри Киссинджеру и переговорщику от Северного Вьетнама Ле Дык Тхо за договор о прекращении огня во Вьетнаме. Тхо от премии отказался, сославшись на то, что война во Вьетнаме не окончена. Киссиджер же попытался сдать премию двумя годами позже.
На следующий год споры разразились из-за совместной премии по литературе Эйвинду Юнсону и Харри Мартинсону. Оба были членами Шведской академии, которая и определяет лауреатов премии по литературе, поэтому нет ничего удивительного, что многие усомнились в ее беспристрастности.
Премьерские злоключения на банкете
В 2003 году Нобелевская премия по медицине досталась Полу Лотербюру и Питеру Мэнсфилду за их исследования в области магнитно-резонансной томографии. Честь открытия принадлежала и Рэймонду Дамадяну, но премия прошла мимо него. Тогда он купил в газетах «Нью-Йорк таймз», «Лос-Анджелес таймз» и «Вашингтон пост» место для объявлений во всю страницу и напечатал фотографию нобелевской медали, а под ней текст: «Это постыдное недоразумение надо исправить».
На праздничном банкете 2003 года внимание общественности привлек шведский премьер-министр Йоран Перссон, достав посреди торжественного обеда мобильный телефон. Потом он объяснял, что ждал важного звонка, однако критики были неумолимы.
В 2007 году досталось уже его преемнику Фредрику Рейнфельдту. Его поймали с поличным: он облизывал пальцы после десерта.
Два года назад, в 2016 году, премия по литературе досталась Бобу Дилану. Награждение барда стало неожиданностью, да и сам Дилан, похоже, был не в восторге. Академия до него так и не дозвонилась, и церемонию он пропустил. Лишь спустя год он отправил аудиозапись нобелевской речи и получил премиальные.