Во многих местах остро не хватает служб поддержки психического здоровья, а с лицами, согласившимися на лечение, обращаются как с преступниками. Давно назрела необходимость принять решительные меры.
К тому моменту, как вы закончите читать эту статью, по меньшей мере шесть человек по всему миру покончат жизнь самоубийством.
Эти люди станут очередной каплей в море смертей 800 тысяч человек, которые убьют себя в нынешнем году — это больше, чем население Вашингтона, Осло или Кейптауна. Иногда это люди, имена которых у всех на слуху, такие как Энтони Бурден (Anthony Bourdain) или Кейт Спейд (Kate Spade), но в любом случае все они сыновья или дочери, друзья или коллеги, ценные члены семей и общин.
Самоубийство — самый крайний и очевидный симптом более масштабного кризиса в области психического здоровья, с которым нам до сих пор не удалось справиться. Стигма, страх и непонимание усугубляют страдания людей и мешают предпринимать решительные действия, острая необходимость в которых уже давно назрела.
Каждому четвертому из нас в определенный момент жизни предстоит бороться с каким-то психическим расстройством, и, даже если эта проблема не затронет нас напрямую, она, скорее всего, затронет кого-то из наших близких. Особенно уязвима молодежь: самоубийства занимают второе место среди основных причин смертей молодых людей в возрасте 15-29 лет, а половина всех психических заболеваний начинается в 14-летнем возрасте.
Однако несмотря на повсеместный характер этой проблемы нам все равно сложно говорить о ней открыто или предлагать адекватный уход или ресурсы. Внутри семей и сообществ мы замыкаемся, чувствуя стыд, который убеждает нас в том, что человек, страдающий психическим расстройством, в некоторой степени ниже остальных или же виноват в собственных страданиях.
Вместо того, чтобы относиться к психически больным людям с состраданием, которое мы обычно демонстрируем по отношению к людям с физическими травмами или болезнями, мы подвергаем их остракизму, обвиняем и осуждаем. Слишком часто людям некуда обратиться ввиду отсутствия служб поддержки психического здоровья, а людей, согласившихся пройти курс лечения, содержат в нечеловеческих условиях, как преступников: буквально приковывают цепями и полностью изолируют от остального общества, лишая последней надежды.
Область охраны психического здоровья в настоящее время получает менее одного процента мировой помощи. Внутреннее финансирование профилактики, распространения информации и лечения также невелико. Сегодня ни одна страна мира не дотягивает до категории развитой, когда дело касается психического здоровья.
Столь ничтожные инвестиции не просто вредны для людей, они разрушительны для сообществ и экономики. Психические заболевания обходятся миру в 2,5 триллиона долларов в год, и ожидается, что, если мы не примем меры, к 2030 году этот показатель увеличится до шести триллионов.
Мы больше не можем позволить себе молчать об этих проблемах из страха стигмы или ошибочных представлений о том, что болезнь — это проявление слабости или морального провала. Исследования показывают, что на каждый доллар, потраченный на лечение депрессии и тревожности — наиболее распространенных психических заболеваний, приходится четыре доллара дохода. Прекрасный вариант для инвестиций как для политических лидеров, так и для работодателей — как дополнение к средствам, которые экономят в секторе здравоохранения.
Пришло время всем нам взяться за выяснение причин и симптомов психических заболеваний и обеспечить уход тем, кто от них страдает. Чтобы внести свою лепту, вам не обязательно быть известным эстрадным исполнителем или руководителем Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Все мы можем способствовать формированию сообществ, которые понимают, уважают и считают важным психическое благополучие общества. Все мы можем научиться помогать своим близким в трудный для них период. И все мы можем быть частью нового движения — включая и тех людей, которые сами страдали от психических расстройств — от имени которого будем призывать правительства и промышленность сделать область психического здоровья приоритетной в их повестке дня.
В Зимбабве бабушки подают пример, проводя конструктивные индивидуальные беседы прямо на скамейках, что помогает людям преодолевать социальное отторжение. В Великобритании и Австралии обучающие программы, построенные по принципу «равный — равному», поощряют молодых людей оказывать друг другу поддержку. А технологии мобильной связи позволяют открывать замечательные новые платформы для предоставления услуг и налаживания здорового диалога.
С 2013 года ВОЗ работает со странами мира, чтобы реализовать глобальный план мероприятий в области психического здоровья. Ранее в этом году ВОЗ опубликовала Мировой атлас охраны психического здоровья, в котором содержится информация о 177 странах с точки зрения их прогресса в достижении поставленных целей. Главный вывод данного отчета заключается в том, что несмотря на определенный прогресс нам нужны значительные инвестиции для более широкого распространения этих услуг.
Крайне важную роль здесь может сыграть целенаправленное и последовательное государственное руководство, и некоторые правительства уже начинают делать шаги в этом направлении: начиная с Шри-Ланки, где правительство создало специализированную систему охраны психического здоровья и финансирования психиатрической помощи на уровне сообществ, и заканчивая Нью-Йорком, где местные лидеры объединились для разработки всеобъемлющего плана по защите психического здоровья.
На этой неделе, когда в Великобритании проходит саммит, посвященный вопросам психического здоровья, и когда мы отмечаем Всемирный день психического здоровья, группа международных экспертов опубликует в журнале «Ланцет» (Lancet) наиболее полную по сравнению с выходившими ранее подборку исследований о том, как продвигать инициативы по защите психического здоровья и лечить психические заболевания. Таким образом мы получим научную основу для активизации глобальных действий в сфере психического здоровья, подобно движению против ВИЧ/СПИД, которое в 2001 году официально объединило свои усилия с ООН. Это движение помогло спасти миллионы жизней и является примером потенциала коллективных действий, направленных на решение, казалось бы, невыполнимых задач.
Каждый из нас выбрал в жизни свой путь. Но мы оба видим, как политическое руководство, финансирование, инновации, а также героические поступки и сострадание отдельных людей могут изменить мир. Настало время перемен и в области психического здоровья.
Доктор Тедрос Адханом Гебреисус — генеральный директор Всемирной организации здравоохранения. Леди Гага — соучредитель Фонда «Рожденная такой» (Born This Way).
Информацию о горячих линиях помощи людям с суицидальными наклонностями можно найти по адресу: www.befrienders.org.