В заявлениях о верности российским союзникам, которые активно звучат со стороны иранского руководства, просматривается признание слабости. «Мы можем доверять Путину. Сирийский опыт доказал это, и это только начало», — пишет в Тегеране Садоллах Зарей, публицист, который поддерживает тесные связи со "стражами революции" (главная сила в иранской армии). По его словам, Москва теперь — «стратегический» союзник: этот момент больше не вызывает вопросов.
Как бы то ни было, иранская пресса не скрывает недовольства по поводу бездействия союзника, который не спешит помогать Тегерану в условиях американских нефтяных санкций. Не по душе ей и потеря влияния в Сирии в ущерб Москве. Россия, конечно, вытащила Иран из безнадежно запущенной войны, однако она, судя по всему, извлекла из этого большую выгоду, чем он.
В военном плане именно Москва определяет основные стратегические решения Дамаска, без механизма официального сотрудничества с Тегераном. Не стесняется она и замыкать на себя все связи в сирийских силах. Что касается экономики, российские предприятия конкурировали в сентябре с иранскими соперниками на ярмарке в Дамаске, где готовится «восстановление» страны.
«Россия играет конструктивную роль»
Иран оказался задвинутым в сторону в российско-турецких переговорах, которые привели в конце сентября к переносу военных операций в мятежной провинции Идлиб (находится под влиянием Анкары). Иранское руководство даже не пригласили в Стамбул, где в конце октября прошел саммит по Сирии с участием Владимира Путина, Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона.
«Россия признает наши интересы в Сирии и не вмешивается в наши дела», — отмечает Абдулла Ганджи, директор близкой к «стражам революции» газеты «Джаван». В этом признании Тегеран видит заслон от Вашингтона и его региональных союзников, то есть Израиля и арабских монархий Персидского залива. «Нам нужно признать, что Россия не намерена вытеснять Иран из Сирии, она понимает границы своего влияния и не пойдет на конфронтацию», — считает высокопоставленный представитель одной из арабских стран.
Это связано с близостью между Тегераном и кланом Асада, которая сохраняется, несмотря на критику побывавших в Иране за последние месяцы западных гостей. «Товарищество Дамаска и Москвы носит более циничный и просчитанный характер, — отмечает западный дипломат. — Асад не может не понимать, что русские бросят его. Они сохранят морскую базу в Тартусе и, быть может, военно-воздушную базу, но им все равно, кто будет править в Дамаске». Иран же по-прежнему обеспокоен этим вопросом.