Интервью с директором варшавского Центра восточных исследование Адамом Эберхардтом (Adam Eberhardt).
Onet.pl: Петр Порошенко подписал указ о введении на Украине военного положения. Верховная рада поддержала его лишь частично: такой режим ввели только в некоторых областях страны. Что это означает на практике?
Адам Эберхардт: Введение военного положения — это шаг, нацеленный на решение внутриполитических украинских задач.
— Вы хотите сказать, что президент Украины использует произошедший в воскресенье инцидент, стараясь извлечь из него выгоду?
— Да, это политическая игра Порошенко, который стремится сплотить общество перед лицом якобы нарастающей угрозы нападения России.
— Якобы нарастающей? Война продолжается уже несколько лет, и конца ей не видно.
— Разумеется, война не закончилась. В Донбассе каждый день гибнут военные, но одновременно нет никаких предпосылок к тому, чтобы противостояние вступило в новую горячую фазу, а россияне решили штурмовать Мариуполь или Киев. Для введения военного положения нет никаких оснований. Произошедший инцидент, конечно, вызвал шумиху в СМИ, но при этом не был настолько серьезным, как то, с чем мы сталкивались в последние годы. Напомню, это был период войны с Россией, когда каждый день погибало несколько десятков, а порой и несколько сотен украинцев. И никто тогда военное положение не вводил.
— Почему же Порошенко решил сделать это сейчас?
— До выборов остается четыре месяца, а рейтинг президента весьма невысок, так что он постарается разыграть патриотическую и антироссийскую карту.
— Какие шаги позволяет ему предпринимать военное положение?
— Он сможет, используя запрет на проведение массовых собраний, ограничить протестные выступления, а одновременно сильнее контролировать СМИ и влиять на то, что они пишут о политике. Война с Россией и процесс обретения Украинской православной церковью автокефалии, то есть независимости от Москвы, — это основные инструменты, при помощи которых Порошенко будет бороться за новый президентский срок.
— Вернемся к самому началу. Россияне утверждают, что украинские корабли незаконно пересекли их границу. Украинская сторона настаивает, что инцидент произошел в нейтральных водах, а поскольку Крым оккупирован Россией, говорить о нарушении границы не приходится. Оправданно ли действовали россияне? Нарушили украинцы международное право или нет?
— Расхождение позиций в вопросе принадлежности Крыма ведет к разному пониманию того, кому принадлежат территориальные воды, омывающие полуостров. Инцидент произошел, когда украинская сторона решила перебазировать два своих артиллерийских катера из Одессы в Мариуполь. Россияне старались заблокировать им путь из Черного в Азовское море через Керченский пролив, нарушая тем самым право мирного прохода. Украинские корабли продолжили движение, несмотря на протесты россиян, в результате произошло столкновение.
— Это можно назвать инцидентом?
— Это довольно типичный инцидент. Украинцы стараются продемонстрировать свой флаг в этой акватории, а россияне — доказать, что Крым и окружающие его воды находятся под их контролем.
— Россия уже не первый месяц старается обострить ситуацию: катера Федеральной службы безопасности более двухсот раз задерживали в Азовском море и Керченском проливе украинские рыболовецкие и торговые суда. Но таких ситуаций, как в прошлое воскресенье, не возникало.
— Действительно, российские пограничные службы раньше не обстреливали украинские корабли, это переход на новую стадию. Раньше военные действия вели «зеленые человечки» или российские солдаты, изображавшие «донбасских сепаратистов», а здесь мы увидели столкновение с участием официальных структур. Однако на фоне того, что происходило в последние четыре года, например, в Донбассе, этот инцидент не был серьезным, хотя он и получил политический резонанс.
— Комментаторы говорят, что раз в Азовском море произошло столкновение с россиянами — это не просто инцидент, а проба сил. Россия испытывает на прочность не только Украину, но также США Трампа и Евросоюз. Решительной реакции со стороны западных стран не последовало. Это может обернуться для нас катастрофическими последствиями?
— Мы увидели решительную реакцию: было четко сказано, что Россия нарушает право свободного прохода через Керченский пролив.
— Этого достаточно?
— А чего бы вы ожидали?
— Если мы ограничимся заявлениями, Путин продолжит смеяться нам в лицо и делать, что ему вздумается.
— Неужели вы к этому еще не привыкли? Война продолжается уже почти пять лет. Западная политика (если не считать антироссийские санкции) ограничивается преимущественно заявлениями, в которых осуждаются российские действия.
— Мы поняли, в какую игру играет Украина, вернее, президент Порошенко, а к чему стремится Россия?
— Новый инцидент показывает, что Москва стремится превратить Азовское море в закрытое российское пространство, но это, конечно, лишь часть всей картины. Война разворачивается за всю Украину. Ее элементы — это конфликт в Донбассе, диверсии, попытки дестабилизировать внутриполитическую обстановку на Украине. Добиться своих целей России до сих пор не удалось, и у нее нет идей, как это сделать. В любом случае, хотя война не закончилась, ничто не указывает на то, что ожидается эскалация агрессии. В политическом плане ситуация патовая, а в военном — нестабильная, яркой иллюстрацией это послужил инцидент в Азовском море.