В последние три десятилетия Россия неоднократно применяла силу для защиты своих интересов, сейчас она сделала это вновь.
Москва, пытаясь остановить распад СССР, без колебаний применила силу в странах Балтии, на Кавказе и в Молдавии. Потом мы стали свидетелями расправы над чеченцами в 1990-х и жестокого нападения на Грузию десять лет назад. С 2014 года продолжается конфликт с Украиной. Воспользовавшись тем, что мир не может занять солидарную позицию, Кремль закрепил свое военное присутствие в Сирии и Ливии. Характер и беспрецедентный масштаб военных учений на западных и восточных рубежах России, а также регулярные вооруженные провокации заставляют предположить, что, возможно, Москва готовится к какому-то более серьезному военному противостоянию с миром.
В случае конфликта с Киевом цели россиян предельно ясны. Российские геополитики уже давно указывали, что Россия сможет вернуть себе прежнюю глобальную позицию лишь в том случае, если подчинит себе Украину. Так что сейчас Кремль старается превратить это государство в своего вассала. Захватить украинскую территорию Россия не в состоянии, поэтому она подогревает конфликт, надеясь, что украинское общество устанет, а в результате произойдет «антимайдан», который приведет к власти пророссийские силы. План-минимум — это акции по ослаблению и дискредитации Украины, нацеленные на то, чтобы Запад перестал видеть в ней надежного партнера, готового к интеграции с Европой. Такие действия тоже могут привести к пророссийскому перевороту.
Польша, член НАТО и ЕС, находится в особом положении: она граничит и с агрессором, и с жертвой агрессора, так что польская дипломатия обязана напоминать миру о ситуации на Украине, а также говорить о целях российского империализма. Недавние события в Керченском проливе доказывают, что Россия последовательно претворяет в жизнь план по ослаблению и дискредитации украинского государства, фактически превращая Азовское море в собственные территориальные воды. Мост через пролив позволяет россиянам контролировать всю его акваторию. Нападение на украинские корабли, арест техники и людей — это акция, имеющая все признаки агрессии. Действия России в том регионе идут вразрез с положениями многочисленных международных и двусторонних договоров.
Мир должен отреагировать на ситуацию и назвать российские действия актом агрессии в отношении суверенного государства, а не ограничиваться эвфемизмами. Заявлений о нарушении международного права и требований освободить задержанных моряков, а также вернуть украинцам их имущество, мало: в протестах ООН, НАТО, ЕС, США или создателей «нормандского формата» должно появиться однозначное осуждение агрессивных действий.
Нам также следует обратить внимание на то, что россияне оправдывали свои действия в Керченском проливе необходимостью защитить стратегический объект — Крымский мост. Следовательно, они могут заявить о том, что имеют право защищать при помощи военных средств другие элементы своей инфраструктуры, например, газопровод «Северный поток». Что если в будущем они решат тем же путем подчинить себе Балтийское море?
Нельзя допустить, чтобы эта последовательная агрессивная политика вселяла в нас чувство безысходности. Пора перестать питать иллюзии, что Россия нужна Западу для реализации более важных стратегических целей: борьбы с терроризмом или поддержания баланса сил с Китаем. Европейским политикам, в свою очередь, пора отказаться от роли дельцов, которых интересует только, как подешевле купить российские нефть или газ и подороже продать товары московским олигархам. Нельзя повторять ошибки политики умиротворения, надеясь, что агрессор однажды насытится, а его имперская жажда завоеваний ослабнет.
Эксперты из разных аналитических центров наперебой предлагают всевозможные ограничительные меры. Появляются, например, предложения из военной сферы. Многие говорят о том, что нам следует помочь Украине нарастить ее военный потенциал и снабдить ее соответствующими, в первую очередь оборонительными, вооружениями. Появляются идеи, связанные как с финансовой поддержкой, так и с поставкой на разных условиях (продажа или ленд-лиз) боевой техники, радаров, противотанкового оружия или береговых ракетных комплексов. В рамках этих акций предлагается даже разместить военные корабли НАТО в водах Азовского и Черного морей.
Такая акция показала бы, что Запад поддерживает Украину, и могла бы склонить Россию соблюдать морское право. Кроме того, рассматриваются варианты согласованной с Москвой миротворческой операции ООН или расширения мандата наблюдательной миссии ОБСЕ: ее члены могли бы при помощи беспилотных летательных аппаратов и кораблей следить за соблюдением закона на море и тем, как обеспечивается доступ к украинским портам. Сохранению свободы судоходства в Азовском море может способствовать также появление там большого количества судов под флагами третьих стран.
Эти предложения выглядят, однако, не слишком реалистично. Все эксперты сходятся во мнении, что военными средствами урегулировать конфликт не удастся. Украина не может обрести такой военный потенциал, который позволит ей победить Россию на поле боя, хотя та, в свою очередь, тоже не способна оккупировать всю украинскую территорию.
Политические предложения по урегулированию ситуации предполагают интенсификацию переговоров в «нормандском формате» и минского мирного процесса или создание нового миротворческого формата, например, с участием США. Также появляются идеи, что объем помощи Украине следует увеличить, поскольку это поможет ей ускорить реализацию соглашения об Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли и процесс интеграции с Евросоюзом.
В более радикальных предложениях говорится о том, что Украина должна полностью разорвать политические, экономические и все прочие отношения с Россией, ввести жесткий визовый режим, а также ограничить российские влияния, занявшись «пятой колонной» и поставив заслон пропаганде.
Наибольшее количество предложений касается экономической сферы. Вновь появилась идея ввести против России секторные санкции, отключить ее от системы межбанковских коммуникаций SWIFT или заморозить активы «Сбербанка», «Газпромбанка» и банка ВТБ. Кроме того, украинцам предлагают ввести эмбарго на российские товары. В качестве компенсации ЕС мог бы помочь Киеву развивать экономику восточных регионов Украины, пострадавших от действий России. Наиболее радикальным шагом со стороны Европы могла бы стать отмена квот на импорт украинских товаров. Многие аналитики отмечают, однако, что самым болезненным ударом для Москвы стал бы запрет на поставку российских нефти и газа, который включал бы в себя приостановку строительства газопровода «Северный поток — 2».
За многими перечисленными выше шагами последовали бы ответные меры России в отношении Украины и стран ЕС. Между тем санкции критикуют уже во многих европейских странах, значит, мы можем обратиться только к таким решениям, которые обойдутся нам не так дорого, но заставят российское общество заплатить за имперскую политику Путина.
Российский средний класс, олигархи и интеллигенция не испытали на себе последствий российской агрессии. Возможно, в таком случае, следует подумать о запрете на участие артистов, спортсменов или ученых из России в международных мероприятиях. Сложно без эмоций следить за игрой «Спартака», «Зенита» или ЦСКА в Лиге чемпионов, зная, что другие россияне занимаются усмирением Крыма и Донбасса.
Противники такого решения говорят, что санкции против простых россиян, олигархов, «звезд» или деятелей культуры заставят российское общество еще сильнее сплотиться вокруг власти. Я так не думаю. Российские олигархи на смогут перевести свои активы из Лондона в Пекин, ученые не сменят американские или европейские лаборатории и университеты на азиатские или африканские, а российские знаменитости не начнут ездить за покупками на ближневосточные базары, забыв о Париже. Ради того, чтобы укротить имперские амбиции Москвы, стоит попробовать испытать самые разные средства и инструменты.