Решение президента Трампа о предоставлении Украине всего 10 миллионов долларов для укрепления украинского военно-морского флота вызвало осуждение со стороны официальных лиц прибалтийских государств. По словам одного из них, это является частью американской политики невмешательства, которая является «музыкой для ушей Путина».
«Это лучше, чем ничего, — подчеркнул в интервью журналу „Вашингтон экзаминер" один прибалтийский дипломат, согласившийся на условии анонимности обсудить эту чувствительную тему. — Но этого недостаточно — и не только с точки зрения денег, но и с точки зрения реакции».
Реакция оказалась сдержанной из-за разногласий между Европой и Соединенными Штатами по поводу того, каким должен быть силовой ответ на российское нападение в прошлом месяце на украинские корабли в Черном море. Захват Россией этих кораблей является «неприемлемым» и свидетельствует об «опасном росте напряженности» в войне, начавшейся после аннексии Крыма, подчеркивалось в сделанном в ноябре заявлении Европейского союза.
Однако призыв к введению новых санкций оказался безрезультатным, поскольку европейские державы подчеркнули «необходимость продолжения дипломатических усилий в отношениях с Россией». Команда Трампа отказалась более убедительно, чем Европейский союз, реагировать на кризис, происходящий всего в нескольких сотнях километров от столиц некоторых его членов, и ограничила ответ предоставлением 10 миллионов долларов «для дальнейшего развития военно-морских возможностей Украины», подчеркивается в заявлении Госдепартамента.
«Мы сделали это из солидарности с Литвой и Соединенным Королевством, которые тоже планируют увеличить свою помощь Украине в области безопасности», — подчеркнул в пятницу вечером заместитель официального представителя Госдепартамента Роберт Палладино (Robert Palladino).
«Соединенные Штаты призывают Россию немедленно вернуть Украине захваченные корабли и задержанных украинских моряков, обеспечить открытость Керченского пролива и Азовского моря для направляющихся в украинских порты судов, а также уважать суверенитет Украины и ее территориальную целостность в рамках международно признанных границ, включая ее территориальные воды», — добавил он.
Это не очень впечатляющий ответ — с точки зрения официальных лиц прибалтийских государств, которым больше всего угрожает российская агрессия. «Это лучше, чем ничего, однако 10 миллионов долларов нельзя назвать огромной суммой», — отметил в беседе с корреспондентом журнала «Вашингтон экзаминер» чиновник еще одной прибалтийской республики, неосознанно повторяя другие критические высказывания.
Предоставление указанной суммы денег является значительно более сдержанным проявлением поддержки, чем требования одного влиятельного сенатора-республиканца, высказанные им на прошлой неделе. Сенатор Рон Джонсон (Ron Johnson), возглавляющий Европейский подкомитет Комитета по международным отношениям, настоятельно призвал Белый дом возглавить «многонациональную» флотилию западных кораблей и направить ее в Черное море, предупреждая таким образом российского президента Владимира Путина на случай попыток новых захватов территории Украины.
Решение ограничиться значительно меньшими мерами, чем это предложение, является — по крайней мере, в настоящее время — еще одной хорошей новостью для целей внешней политики Путина, и это произошло всего через несколько дней после объявления президента Трампа о неожиданном выводе американских войск из Сирии, а также на фоне слухов о том, что он намерен сократить военное присутствие в Афганистане. Россия оказывает военную поддержку сирийскому диктатору Башару Асаду. Кроме того, по данным американских официальных лиц, Москва вооружает «Талибан»* в Афганистане.
«Это музыка для ушей Путина», — подчеркнул этот прибалтийский дипломат.
Происходящие события свидетельствуют о расколе между главными европейскими державами и прибалтийскими нациями, которые находились под оккупацией Советского Союза во время холодной войны. Один высокопоставленный эстонский чиновник в ходе беседы с корреспондентом журнала «Вашингтон экзаминер» предложил «ввести санкции против тех людей, которые несут ответственность за эту эскалацию». Однако Италия уже давно скептически относится к западным санкциям в отношении России. Франция и Германия поддерживают существующие санкции, однако они опасаются, что их расширение может подорвать переговоры Нормандской четверки, которую они пытаются использовать в качестве посредника в отношениях между Украиной и Россией.
«Мы подчеркиваем необходимость продолжения дипломатических усилий, направленных на восстановление государственного суверенитета и территориальной целостности Украины», — отметила Изабель Дюмон (Isabelle Dumont), посол Франции на Украине, объясняя на прошлой неделе в украинских средствах массовой информации возражения ее страны по поводу введения новый санкций. «Вот почему мы фокусируем усилия на продолжении диалога», — добавила она.
Такая позиция вызвала разочарование прибалтийских государств, которые считают, что западные европейцы действуют в интересах Путина, который «использует эти переговоры» с целью привить нерешительность лидерам Франции и Германии.
«Они совершают акт агрессии, а затем заявляют: если вы отреагируете на нашу агрессию, мы пустим под откос нормандский формат, или мы пустим под откос мирный процесс, …поэтому возникает своего рода паралич, — отметил этот прибалтийский дипломат. — Кремль весьма мудр, проводя эту игру, поскольку там понимают, что они почти свободны в своих действиях».
Госдепартамент выступает за агрессивный многонациональный ответ на инцидент в Керченской проливе, однако подчеркивает, что Европейский союз в таком случае должен взять на себя ведущую роль.
«Мы хотим, чтобы европейские союзники взяли на себя большую ответственность в отношении проблемы безопасности, возникшей в регионе, который находится всего примерно в 300 километрах от границ Германии, и мы будем с союзниками на каждом этапе пути, — подчеркнул в беседе с журналистами высокопоставленный сотрудник Госдепартамента, направлявшийся в начале декабря на саммит министров иностранных дел стран НАТО. — Соединенные Штаты уже многое сделали и продолжат оказывать помощь украинцам, однако мы хотим быть уверенными в том, что в конце недели у нас уже будет единая позиция, и нам будет понятно, где мы находимся по вопросу о целостном ответе».
Упомянутый ранее прибалтийский дипломат поддерживает американские возражения, хотя сам он является сторонником более жесткого ответа со стороны Запада. По его мнению, этот вопрос должен восприниматься как столкновение между Россией и всеми западными державами, а не просто между Россией и Соединенными Штатами.
«Это не должно становится проблемой Соединенных Штатов; это общая проблема для западных демократий, — подчеркнул дипломат. — По моему мнению, Соединенные Штаты не хотели принимать более жесткие меры, так как это могло бы стать бременем на их плечах, а также еще одной проблемой в двусторонней повестке дня США и России».
______________________________
* «Талибан» — террористическое движение, запрещенное на территории России.