В зависимости от того или иного стереотипа Украина или расколота, или ее вообще не существует. Она якобы расколота или растерзана на две половины — на Запад и Восток, на украиноязычную и русскоязычную часть. Как нация она вовсе не имеет права на существование, как утверждали, например, историк Йорг Баберовски или бывший федеральный канцлер Гельмут Шмидт. Украинской культуре полагается лишь статус крестьянской культуры без значимых в международном плане произведений. Казимир Малевич относится к русскому авангарду. Многие украинские писатели, например, Николай Гоголь или Михаил Булгаков, писали свои произведения на русском языке, это происходило по разным, зачастую оппортунистическим и коммерческим причинам. А произведения украинского национального поэта Тараса Шевченко за границей практически не известны.
«Нет литературы, нет государства», — сказала мне недавно в Полтаве дочь советского офицера, который во время нашей встречи поздоровался со мной приветствием Гитлера. Ее 17-летний сын считает себя ленинистом или троцкистом после многолетних просмотров российских телепрограмм. В качестве родины она признает только свой родной город, а для Украины она желает «русского мира». Она никогда не была в России, но верит телепрограммам, в которых говорится, что в России все намного чище и красивее, чем на Украине.
Тесные связи
Конечно, на Украине есть люди, которые тоскуют по старым временам, когда не было свободных профессий, когда юристы не были нужны, а все хорошие приказы поступали сверху. У миллионов людей есть родственники или друзья в России, часто друг с другом они не разговаривают, потому что живут на разных планетах. В России удивляются и всерьез возмущаются по поводу того, что Россию на Украине каждый день называют агрессором. Считают, что это сатира, но они серьезно так думают. Есть несчетное число доказательств о присутствии «туристов из России», которые воевали и погибли на украинской территории, но «это не наши», «нас» там нет! Гротескно, но правда. «У них вата в голове», — говорят их украинские родственники.
Россия не признает равноправных отношений с Украиной, а хочет подчинения.
Большинство украинцев хочет жить в покое и мире в собственной стране. После распада СССР 91 % украинцев проголосовали за независимость и самостоятельность своей страны, даже в якобы пророссийском Донбассе эта доля составила 84 %. Когда Россия в 2014 году начала скрытую войну против Украины, около 80 % населения из оккупированных территорий решились на переезд на Украину, а не в Россию. Конечно, это было скорее сделано из практических соображений, из-за прав на пенсию, чтобы избежать обременительных бюрократических процедур в России.
Люди в Полтаве
Подобно тому, как многие в Баварии ощущают себя баварцами, так и многие люди в Полтаве ощущают себя полтавчанами. Они любят блюда традиционной кухни — полтавские галушки или пиво «Диканька», региональные праздники, такие как известная Сорочинская ярмарка, долина Ворсклы, особый менталитет, любовь к черному юмору. Тот, кто хочет увидеть чудо, должен, например, отправиться по Днепру и увидеть колокольни города или парящие в воздухе скелеты, потому что половина кладбища ушла под воду.
Люди из Полтавы смеются и удивляются дьявольским интригам и сумасшедшим случайностям в повседневной жизни, то, что называют «гоголевщиной» в честь Гоголя, который два года посещал здесь гимназию и курил свои первые самокрутки.
Повсюду гордятся своими мифами — ни один другой украинский город, кроме Киева, не произвел на свет столько гениев, это культурная столица Украины, сердце и центр украинской культуры. При этом до границы с Россией всего лишь день езды на велосипеде. Но нигде больше не говорят на таком чистом украинском языке, возможно, только во Львове и в Закарпатье, утверждают местные жители.
Если иностранец хочет проехаться по стране и выбирает в качестве цели Полтаву, то его похлопают по плечу и поздравят. Полтава — такая, какой хотела бы быть Украина, говорят люди, которые еще ни разу не были в Полтаве.
Борцы за свободу и независимость
История города действительно уникальная, потому что нет ни одного такого города, как Полтава. Посуда из Полтавы уже экспортировалась в Китай, когда Москвы еще не существовало, а на ее месте было болото. Некоторые жители Полтавщины уверены, что в район Полтавы заходили аргонавты, пробовали и хвалили местное вино. Казаки практиковали здесь базовую демократию, когда в Германии еще и не знали, что такое демократия.
О проигранной Полтавской битве напоминает среди прочего памятник гетману Ивану Мазепе. После своего создания он несколько лет находился на складе, и лишь два года назад памятник был открыт президентом Петром Порошенко. В общем-то, он должен был быть представлен еще к 300-летию битвы в 2007 году. Но тогдашняя правительственная партия при президенте Януковиче учла чувствительное отношение России к этому вопросу.
Потому что Иван Мазепа в России считается предателем, а на Украине — борцом за свободу и независимость. Он был последним свободно избранным предводителем украинских казаков. Вначале он в рамках «славянского союза» вместе с Петром I боролся против турецких и шведских войск. Но когда российский император все больше стал обращаться с казаками, как с вассалами и отдавал им приказы, Мазепа вступил в союз со Швецией.
Это был такой же конфликт, как тот, что привел к нынешней войне в Донбассе. Россия не признает равноправных отношений с Украиной, а хочет ее подчинения. Украинцы больше не готовы отказываться от своей свободы и своего самоопределения и поэтому ищут союзников на Западе.