В то время как в Брюсселе несколько дней назад заседала донорская конференция по Сирии, режим Асада и его союзники Россия и Иран продолжали вести войну против сирийского населения с неослабевающей жестокостью. В провинции Идлиб на северо-западе страны, последнем бастионе антиасадовской оппозиции, продолжается кошмар, известный всем по Алеппо и многим другим местам боев в Сирии.
Войска режима Асада и управляемые Ираном вооруженные силы обстреливают город Идлиб и другие населенные пункты провинции, в которой нашли убежище более миллиона жителей, бежавших туда от наступавших войск Асада. Одновременно с этим сирийские и российские военные самолеты атакуют население с воздуха и целенаправленно разрушают инфраструктуру региона. Как всегда, это происходит под предлогом борьбы с терроризмом. Осенью перемирие, о котором стороны договорились под давлением Турции, позволило на время отложить запланированное наступление режима на Идлиб, но после последней встречи президентов Путина, Эрдогана и Рухани в феврале, вероятно, вновь было решено взять провинцию под обстрел. С учетом десятков убитых и тяжелораненых только в последнюю неделю «буферная зона», созданная в прошлом году и которую должны были охранять российские и турецкие военные, кажется не более чем фарсом.
Поводом для усиления военных действий в Идлибе стали не в последнюю очередь недавние военные успехи джихадистов из группировки HTS, захвативших после напряженных боев с умеренными повстанцами еще одну область провинции, что нанесло значительный урон социальным и демократическим структурам, еще сохранившимся в Идлибе. Они оказались окруженными с одной стороны силами режима, а с другой стороны — джихадистами.
Лишний раз тут проявилось действительное прохождение линии фронта в сирийской войне. Ось Москва-Тегеран-Дамаск действует фактически заодно с исламскими террористами: при объективном взгляде их объединяет стремление уничтожить последние остатки освободительной революции, направленной против режима Асада.
ЕС призывают заплатить за восстановление Сирии
Запад, как уже бывало и раньше, безучастно взирает на эту бойню. Но если судьба Алеппо еще была предметом международного, хоть и беспомощного возмущения, то на кошмар в Идлибе мировая общественность практически не обращает внимания.
В западных столицах уже давно рассматривают как свершивший факт победу Асада по всему фронту. То, что Москва, Тегеран и режим в Дамаске продолжают свои военные действия с убийственной интенсивностью, представляется в лучшем случае сноской к уже закончившейся истории.
От Запада, а конкретно от ЕС, Кремль и его протеже в Дамаске теперь беззастенчиво требуют без предварительных условий заплатить за восстановление страны, многие провинции которой они сами превратили в груды развалин. Но это означало бы, что Запад профинансирует реанимацию репрессивного режима Асада во всей Сирии. Ведь сирийский режим не оставляет никаких сомнений в том, что претендует на неограниченную власть по всей стране.
Одна только Германия увеличила свою гуманитарную помощь сирийским беженцам вновь на 1,44 миллиарда евро на период до 2022 года. При этом страны-спонсоры не могут проконтролировать, не попадают ли гуманитарные грузы ООН — а если попадают, то в каком объеме — в контролируемые режимом Асада и его союзниками области и не направляются ли ими оттуда для собственных нужд, например, для переселения в разоренные и обезлюдевшие разбомбленные районы верных режиму групп населения и ставленников диктатуры.
Многие возвращенцы исчезают уже на границе
Возбудить желание европейцев оплатить расходы по восстановлению пытаются перспективой, что таким образом создадутся предпосылки для возвращения на родину миллионов сирийских беженцев. Но в этих доводах слышится и угроза, что в противном случае страны, приютившие беженцев, будут вынуждены долгое время снабжать и интегрировать сирийских изгнанников или что к ним отправят еще больше беженцев, если они не выполнят условия режима и его союзников.
Но на самом деле не военные разрушения — главная причина того, что люди опасаются возвращаться в Сирию. Решающее значение имеет то, что беженцев по возвращении на родину могут ожидать аресты, пытки и другие репрессии. Есть сведения о том, что часто возвращенцев прямо на границе высаживают из автобусов и эти люди потом бесследно исчезают.
Репрессивная машина, работавшая в тайных тюрьмах режима и от которой до 2011 года погибли десятки тысяч политических заключенных, вновь функционирует на полную мощность. Кроме того, молодым мужчинам приходится рассчитывать на то, что их немедленно призовут на военную службу в армию Асада.
Правда, пока ЕС удается не поддаваться циничному давлению Путина и Асада. «Всеобъемлющий, истинный и включающий в себя все стороны политический переход» в разоренной стране все еще считается официальным условием для участия Европы в восстановлении Сирии.
Но и в Европе дружественные к Кремлю силы все интенсивнее давят на общество, чтобы то уважительно относилось к сирийскому диктатору. Они же готовы в розовом свете представлять его режим. Федеральное правительство также говорит в последнее время, что необходимо искать пути для того чтобы начать с Асадом переговоры о гарантиях безопасности для желающих вернуться. Но учитывая реальное соотношение сил в стране, надежды на такие «гарантии» иллюзорны.
На Западе царят безысходность и пораженческие настроения
Запад должен поставить следующие минимальные условия для любых переговоров об оказании помощи при восстановлении страны: войска оси Москва —Тегеран —Дамаск обязаны немедленно прекратить военные действия против гражданских лиц и согласиться на юридическое преследование военных преступников силами независимых международных судов. Но на Западе царят безысходность и пораженческие настроения.
Заявление президента Дональда Трампа о скором выводе войск США из Сирии после якобы одержанной победы над ИГ (террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации — прим. ред.) воспринимается Асадом и его покровителями как согласие на то, что теперь только они будут определять судьбу страны.
То, что в данной ситуации и Ирану предоставляется свобода действий, плохо увязывается с провозглашенной Вашингтоном целью изолировать это исламское государство. После того как Запад годами допускал самую ужасную бойню новейшей истории, теперь он рискует стать пособником легитимации ее виновников.