Последние пять лет я работала соведущей британского проекта «Throne cast» телеканала «Скай атлантик» (Sky Atlantic), официального спин-оффа «Игры престолов». Я подружилась со съемочной группой и актерами и получила уникальную возможность то и дело заглядывать за кулисы шоу (правда, обратной стороной было то, что я была свидетелем нескольких спойлеров — уфф!). Я посидела на настоящем железном троне, подержала в руках броню Горы (она весит как небольшой автомобиль) и примерила золотую десницу Джейме Ланнистера. Буду ужасно скучать по всему этому — а ведь я имела к проекту лишь косвенное отношение. Каково же тогда было жителям Северной Ирландии, где снимался сериал, — ведь он перевернул их жизнь!
Чуть менее 10 лет назад страна находилась в крупнейшем финансовом кризисе за последние десятилетия. Строительная индустрия разваливалась, да и в сельском хозяйстве дела шли не лучше. Людей увольняли, стройки замораживали, а до того, чтобы в стране, которую все еще преследует призрак трагического прошлого, появилась развитая туристическая отрасль, было еще очень далеко. Затем она словно сорвала джекпот — благодаря разумным инвестициям компании Northern Ireland Screen. Национальное агентство кинематографии предоставило крупные финансовые льготы, в том числе щедрые налоговые льготы, кабельной сети Эйч-би-оу (HBO) для съемок нового сериала «Игра престолов» в различных местах по всей стране. Это принесло свои плоды: по некоторым оценкам, эти отношения принесли в экономику более 206 миллионов фунтов стерлингов — даже без учета сопутствующего дохода от туризма.
«В прошлом году я был в Китае на мероприятии, посвященном туризму, и хотя многие люди там никогда не слышали о Северной Ирландии, они все знали "Игру престолов", — говорит Дейрдре Харги (Deirdre Hargey), лорд-мэр Белфаста. — В отличие от других мест, в Белфасте актерам не надоедают. Здесь нет папарацци. Мы модернизировали свою творческую индустрию. Нам пришлось наладить инфраструктуру для цифровой передачи видеоматериалов в Америку в течение нескольких минут, и мы стремимся стать одним из самых развитых в отношении цифровых коммуникаций городом в Европе».
В этом городе, возможно, нет такого естественного освещения, как в Лос-Анджелесе, но зато есть многое другое, что привлекло канал HBO. Всего в 10 минутах езды от аэропорта находится квартал Титаник. Там, в огромных ангарах, где был построен злополучный лайнер, было снято множество интерьерных сцен «Игры престолов». Стоит отъехать немного дальше, и перед вами откроются одни из самых кинематографических пейзажей планеты, таких как на побережье в Портстюарте, которое превратилось в песчаные дюны Дорна, или лесопарк Толлимор (теперь излюбленное место для свадеб), где Нед Старк нашел лютоволков. А ведь есть еще и Винтерфелл, также известный как Замок Уард, недалеко от поселка Странгфорд. Это же просто малина для менеджера по локациям и второго режиссера.
Вскоре местных жителей тоже привлекли к производству в качестве стажеров-реквизиторов и костюмеров. С тех пор появилась целая местная индустрия — от транспортных компаний, которые перевозят членов съемочной группы, до ресторанов и баров, которые предлагают им пропустить стаканчик после тяжелого съемочного дня. Но вскоре съемки «Игры престолов» подойдут к концу, и вот вопрос — сохранится ли этот импульс?
Харги смотрит в будущее с оптимизмом. «Уже хорошо, что мы заманили в Белфаст и другие сериалы — например, «Криптон» и «Миссис Уилсон». Кеннет Бранаг (Kenneth Branagh) тоже снимает здесь сериал. И другие компании, например, «Дисней», подыскивают для себя студию».
Теперь, когда в их послужном списке есть самый популярный в мире сериал, жители Северной Ирландии готовы к очередному хиту.
Семья Малхоллов, хозяев лютоволков
Братья Малхолл (Mulhall) из графства Даун — Росс, Каэлан, Уильям-младший, — и их отец Уильям-старший до «Игры престолов» работали спасателями и художниками. «Мы услышали, что на телевидении проходит кастинг, ищут длинноволосых бородатых парней — вспоминает Уильям-младший, — Мы тогда были слишком юны, но они сказали: "Берем вашего отца". На следующих выходных он уже играл дотракийского рабовладельца в первой серии шестого сезона».
Вскоре братья подросли, и их тоже привлекли к съемкам. Каэлан стал работать на кастинге, а Росс в операторской группе — и, наконец, появился на экране в роли таинственного персонажа в капюшоне, который гребет веслами, увозя Джона Сноу из Сурового дома. Теперь члены этой семьи содержат успешное туристическое предприятие, водят туристов осматривать достопримечательности, связанные с «Игрой престолов», и дают погладить настоящего лютоволка.
«Я побывал в Новой Зеландии и съездил на экскурсию по местам съемок "Властелина колец", так что меня это вдохновило, — объясняет Уильям-младший. — Мы взяли в аренду автобусы и постепенно все это выросло в целую империю».
Но перспективы в Северной Ирландии не ограничиваются «Игрой престолов». «У нас тут снимали фильм «Дракула. Неизвестная история», «Звездные войны», «Трансформеры» и многое другое, а еще набирают обороты местные телесериалы вроде «Девчонок из Дерри». Мои братья работают на таких проектах. Мы даже втянули в это нашу маму, Берни».
Карла Строндж (Carla Stronge), кастинг-директор
Когда «Игра престолов» появилась в Белфасте, Строндж уже руководила крупнейшим кастинговым агентством по массовке в Ирландии, Extras Dept — и в итоге вела местный кастинг на всех восьми сериях.
«Нужно было обязательно проживать в Ирландии, чтобы попасть на «Престолы», — говорит Строндж. — Но мне попадались люди, которые прилетали из Австралии и притворялись местными, чтобы только попасть в массовку».
Неудивительно, что многие стремились попасть на эти роли. «Люди, которые были статистами, теперь сами возглавляют цеха: работают костюмерами, отвечают за оружейный цех и так далее. Вот почему я всегда советую людям идти в массовку: это единственная роль, на которой можно просто сидеть и наблюдать».
Строндж также работает независимым кастинг-директором на других сериалах и фильмах. Беспокоит ли ее то, как пойдет жизнь после «Престолов»? «Конечно, все надеются, что серии-приквелы будет сниматься здесь, но кто знает? Для «Игры престолов» мы заставили всех отращивать волосы — думаю, у тех, кто готов побриться наголо, теперь тоже появится шанс».
Кенни Грейси (Kenny Gracey), заводчик редких животных
Ферма Грейси, Фортхилл, поставляла для «Игры престолов» яйца эму и редкие породы животных, включая свиней «железного века». А если у него самого нет того, что нужно продюсерам, он может это достать. Он купил за границей черного африканского кивсяка, многоножку, которую натравливали на Маргери Тирелл (Натали Дормер), и раздобыл пиявок, которые насосались крови Джендри (Джозеф Демпси). А первым его заданием было найти мертвого оленя для пилотной серии.
«В лесном хозяйстве как раз был олень, который был помечен для отбраковки, ну и как официальный представитель, я его купил — объясняет он. — Он был нужен для сцены с волками и Шоном Бином. Пришлось его забить и освежевать…» Что с ним стало потом? «Я сделал из него чучело! — Рассмеялся он. — Мне поступали анонимные звонки с таким вопросом».
Работа в сериале была для него какой угодно, но только не однообразной. «Реквизиторы звонили мне, когда хотели купить старых коз и свиней для съемки. Однажды мне позвонили и спросили, нет ли у меня мертвого оленя, чтобы Чарльз Дэнс [который играет Тайвина Ланнистера] потренировался на нем снимать шкуру. Этот сериал стал частью моей жизни».