Вашингтон, округ Колумбия — Коммунистический Китай использует свою инициативу «Один пояс, один путь», а также применяет другую тактику для расширения своего экономического и политического влияния в Европе, и при этом сокращается влияние возглавляемого Америкой либерального миропорядка и «американского образа жизни». Об этом в четверг эксперты рассказали членам Палаты представителей.
Выступавшие на слушаньях эксперты также выразили беспокойство по поводу растущих китайско-российских связей, а некоторые из них считают, что совместное влияние этих стран становится заметным в Европе. По мнению экспертов, эти два стратегических соперника Соединенных Штатов пытаются ослабить демократию и ускорить процесс сокращения западного влияния.
Во время этих слушаний в четверг, организованных Подкомитетом по Европе и Евразии Комитета по иностранным делам Палаты представителей, Андреа Кендалл-Тейлор (Andrea Kendall-Taylor) из исследовательского Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security) в своих письменных показаниях отметила:
«Растущее экономическое влияние Китая в Европе позволит оказывать воздействие и в политической области. Увеличение экономического и политического влияния Китая, судя по всему, будет активно воздействовать на… процветание Соединенных Штатов и на их конкурентоспособность… Китай быстро увеличивает свои действия по оказанию влияния в политической области в Европе, а его настойчивое продвижение своих авторитарных идей представляет собой значительный вызов для американского образа жизни.
Хотя экономические инвестиции Китая отвечают истинным потребностям в области инфраструктуры, стратегия Пекина направлена на то, чтобы создать основу для альтернативного порядка, а его действия уже подрывают международные нормы и стандарты».
Кендалл-Тейлор и ее коллега Филипп Ле Корр (Philippe Le Corre) из Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) выступили с предупреждением о той опасности, которую представляют все более тесные российско-китайские связи в Европе, что, по их мнению, является особенно опасным для демократии.
Вот что сказал эксперт из Фонда Карнеги за международный мир:
«Наступление России на демократические институты, в том числе вмешательство в выборы, распространение коррупции и проведение кампаний по дезинформации, ослабляет приверженность демократии у некоторых игроков. Однако именно китайская альтернативная модель успеха — а также, что более важно, доходы, получаемые находящимися в сложном положении правительствами, — предоставляют слабым демократиям возможность отдалить себя от Запада.
В то же время предпринимаемые Китаем действия были бы менее эффективными без российских попыток ослабить демократические институты и приверженность демократии. Пока Китай и Россия будут продолжать продвигать свои совместные ценности и добиваться совместных целей, западные демократии будут проходить проверку на прочность».
В последние несколько месяцев Европейский союз «стал больше обращать внимания на эту проблему и проявлять большую озабоченность в отношении Китая», подчеркнула Кендалл-Тейлор.
Европейский союз — он использует теперь терминологию из Стратегии национальной безопасности Дональда Трампа, в которой Китай и Россия названы главными соперниками, — в марте нынешнего года признал, наконец, что Китай «является экономическим конкурентом», а также «системным соперником, проповедующим альтернативные модели управления».
Вот что он отметил в своих письменных показаниях:
«Экономические отношения между Европой и Китаем значительно расширились в последнее десятилетие. Евросоюз в настоящее время является крупнейшим торговым партнером Китая, а Китай является для Евросоюза вторым по значимости торговым партнером после Соединенных Штатов… Пекин совершил политическое вторжение в несколько европейских стран, что оказывает воздействие на Соединенные Штаты, на НАТО, а также на единство в вопросах безопасности».
Ле Корр подчеркнул, что китайская инициатива «Один пояс, один путь» может поставить под вопрос для Соединенных Штатов и НАТО возможность использовать стратегические европейские порты, что ограничит их способность сдерживать восхождение Китая.
Вот что он сообщил законодателям:
«НАТО как организация только начинает оценивать Китай при разработке своих подходов, однако еще более важный вопрос состоит в том, является ли Североатлантический альянс идеальным форумом для этой новой стратегической ориентации. Что касается военных аспектов, то укрепление российско-китайских связей напрямую затрагивает способность НАТО выполнять свою основную задачу. Китайско-российские отношения не следует преувеличивать, однако эти две страны проводят совместные военно-морские учения в Средиземном море, в Черном море и в Балтийском море. Военное руководство обеих стран расширяет программы обменов.
С другой стороны, существующие внутри Европы расхождения по вопросу о Китае приводят к снижению эффективности НАТО и превращают ее в слабую платформу для реализации единой стратегии, направленной на сдерживание способности Китая проецировать силу».
Италия, один из основателей Евросоюза, приняла решение об участи с проекте «Один пояс, один путь», и таким образом она стала первой страной из группы G7, подписавшей Меморандум о взаимопонимании с Пекином, и произошло это в марте 2019 года. Смысл проекта «Один пояс, один путь» состоит в том, чтобы связать Пекин с Европой и с западным полушарием с помощью мощной сети наземных и морских транспортных путей.
По данным эксперта из Центра Карнеги, по меньшей мере 24 страны заявили о своем желании участвовать в реализации этой инициативы.
Соглашаясь с Ле Корром, эксперт из Центра новой американской безопасности подчеркнула, что Китай не представляет собой непосредственную военную угрозу для НАТО, однако Североатлантический альянс вынужден будет учитывать растущее присутствие Пекина в Европе.
Во что сказала Кендалл-Тейлор:
«Китайские инвестиции в европейскую инфраструктуру могут повлиять на мобильность сил НАТО, — речь идет о способности НАТО перемещать своих солдат, танки и другое оборудование по территории Европы, — а это критически важный вопрос, над которым в настоящее время работают союзники по НАТО… Инвестиции Китая в такие элементы инфраструктуры, как железные дороги, тоже может снизить мобильность НАТО».
Помимо Кендалл-Тейлор и Де Корра, в слушаниях приняли участие Стефани Сигал (Stephanie Segal) из Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic & International Studies) и доктор Зак Купер (Zack Cooper) из Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute).
Все эксперты согласились с тем, что в Европе увеличивается политическое и экономическое влияние Китая, а это представляет собой угрозу для Америки и для ее отношений со своими западными союзниками.