Секретная группа шведских офицеров запаса пытается втайне повлиять на НАТО.
Они называют себя «Кругом золотого льва» (Circle of the Golden Lion) и поддерживают связь с Россией. Информация об этом появилась в программе «Холодные факты» (Kalla Fakta) на канале ТВ4 (TV4).
Деятельность этой группы следует изучить на предмет потенциального риска в области политики безопасности, считает политолог Андерс Вестхольм (Anders Westholm).
В «Круг золотого льва» входят офицеры запаса из Норвегии, ЮАР, Швеции, Германии, Болгарии и США. У группы 14 командиров и один главнокомандующий. Их цель — проникнуть в Международную конфедерацию офицеров резерва НАТО (сокращенно CIOR).
Все 15 входят или входили в руководящий совет Международной конфедерации офицеров резерва НАТО. Высшие руководящие органы НАТО принимают советы и пользуются анализами CIOR. Сейчас в роли постоянного представителя CIOR в НАТО выступает Бен Джонкерс (Ben Jonckers), один из командиров «Круга золотого льва».
Шведы входили в состав группы
В 2017 году в состав секретной группы входили девять шведских офицеров запаса, согласно информации из списка, который раздобыли журналисты «Холодных фактов». Они работают или работали в области разведки, авиабезопасности, оборонной индустрии и в оперативном отделе Главного штаба шведских вооруженных сил.
Вот что один из этих шведов на условиях анонимности говорит о «Круге золотого льва»:
«Ты ведь знаешь, кто туда входит, и знаешь, что это твои единомышленники. Если что-то идет не так, то для всеобщего блага нужно позаботиться, чтобы это не витало в воздухе слишком долго».
Он подтвердил, что группа — это платформа влияния, и все, что обсуждается в ней, держится в секрете, чтобы не было проблем с национальным законодательством и официальными властями.
Швед, у которого взяли интервью, пытался завербовать в группу «Круг золотого льва» офицера запаса Йоргена Хольмлунда (Jörgen Holmlund). Тот работает комендантом в Национальном оперативном отделе полиции Швеции. Хольмлунду сообщили, что в реальности решения в CIOR принимаются членами секретной группы. Он отказался в нее вступать, а о своей реакции рассказывает так:
«Это неправда, так быть не должно».
Тайный устав: «Нужно обмениваться информацией»
Хольмлунд сообщил о предложении тогдашнему главе Военной академии Хальмстада Ульфу Юханссону (Ulf Johansson), который ответил:
«Ни в какие секретные группы тебе вступать нельзя».
Согласно тайному уставу «Круга», его члены должны подписать соглашение, обмениваться информацией и работать в соответствии с двухгодичным планом.
Когда «Холодные факты» связались с вооруженными силами Швеции, им сообщили, что власти уже полгода знают о существовании «Круга золотого льва», но:
«Мы считаем, что это свободное объединение товарищеского характера».
«Группа представляет собой потенциальную угрозу безопасности»
Профессор политологии Андерс Вестхольм (Anders Westholm), который изучает вопросы власти и демократии, с этим не согласен. По его мнению, деятельность группы может привести к принятию ошибочных политических решений, в том числе и вооруженными силами страны.
«Если появляется информация, что шведские офицеры вместе с офицерами из других стран состоят в тайной организации, за деятельностью которой не могут следить наши вооруженные силы, это дело нужно расследовать на предмет потенциального риска для безопасности», — говорит Вестхольм.
«Круг золотого льва» был основан по болгарской инициативе в качестве параллельной руководящей группы в рамках CIOR. «Холодные факты» связались с его основателем генералом Константином Поповым.
«Организация уже пять лет как закрыта», — сказал он и положил трубку.
«Открыто симпатизируют России»
Кроме того, Попов — председатель болгарской организации резервистов, которые одобряют старый Варшавский договор:
«Они недружелюбно относятся к НАТО», — говорит Велизар Шаламанов, сотрудник болгарской Академии наук.
Родственник Попова Димитар Попов тоже входит в эту организацию резервистов. Кроме того, он был президентом всей Международной конфедерации офицеров резерва НАТО.
Тогдашний болгарский министр обороны Николай Ненчев предостерегал НАТО, когда Димитар и Константин Поповы появились в CIOR.
«Очень тревожно, что многие из их офицеров-резервистов питают ностальгические чувства к коммунистическому прошлому страны и открыто симпатизируют России».