В результатах недавних опросов виден разрыв между поколениями. Самое положительное отношение к военной службе — у россиян старше 55 лет.
Русская поговорка советских времен «не служил — не мужик», похоже, снова кажется многим россиянам истиной.
Пока доверие россиян к президенту и другим важным институтам падает, популярность армии, судя по недавним исследованиям, резко возросла и достигла рекордных показателей для этого столетия.
Согласно недавнему опросу независимого исследовательского Левада-Центра, больше 50% россиян считают, что вооруженные силы страны смогут защитить Россию в вооруженном конфликте. С учетом россиян, которые относятся к обороноспособности страны «с осторожным оптимизмом», этот показатель поднимается до 88%.
Согласно этому же исследованию, больше 60% россиян считают, что каждый настоящий мужчина должен отслужить в армии. За три с половиной года число людей, придерживающихся такой позиции, возросло почти на 20%. Ранее самый высокий показатель данного опроса, проводимого с 1997 года, составлял 44%.
Число людей, считающих службу в армии неприятной обязательной процедурой, сократилось практически так же сильно. Количество людей, считающих армию опасной и глупой тратой времени, тоже уменьшилось.
Авторитет вооруженных сил укрепляет военная риторика, которая в последние годы стала звучать в России гораздо чаще, чем раньше.
В новостях практически ежедневно рассказывают о том, как Россия демонстрирует свою силу за рубежом — например, на Украине и в Сирии. В прессе часто вспоминают и успехи Советского Союза во Второй мировой войне.
Кажется, эти сообщения больше всего приходятся по нраву тем, кого вопрос военной службы уже не касается.
Согласно Левада-Центру, обязательную воинскую службу считают хорошим делом в первую очередь россияне старше 55 лет, люди с низким уровнем образования, россияне, проживающие в сельской местности и россияне, которые много смотрят телевизор.
Молодежь и жители больших городов относятся к воинской обязанности хуже. Примерно половина молодежи поддерживает полный переход на контрактную службу. В соответствии с новыми данными Левада-Центра, полный переход на контрактную службу поддерживает только треть населения.
В соответствии с результатами доклада исследовательского центра ФОМ, контролируемого государством, примерно 50% россиян младше 30 лет поддерживают обязательную службу, и столько же человек — добровольную службу.
Сейчас в России используется следующая модель: силы обороны состоят как из военнообязанных, так и из профессиональных солдат. Примерно половина россиян считает такую модель действенной.
Молодые россияне поддерживают идею службы в армии, сформированной на контрактной основе, в том числе и потому, что дедовщина в российской армии является серьезной проблемой.
Молодые россияне, которые пользуются социальными сетями чаще своих родителей, бабушек и дедушек, сталкиваются в интернете с информацией о том, что военнослужащие нередко умирают от побоев или совершают самоубийство из-за дедовщины. Детям многих влиятельных родителей удается избежать армии при помощи денег.
Российская правозащитная организация «Комитет солдатских матерей» пытается уменьшить проблемы, с которыми сталкиваются призывники. Данные Министерства обороны России о дедовщине и случаях смерти призывников разительно отличаются от данных «Комитета солдатских матерей».
Российская молодежь реже, чем поколение их родителей, считает, что служба в армии является обязательной частью воспитания мужчины. Больше половины молодых россиян с высшим образованием считали, что речь идет скорее о личном выборе.
Молодые россияне, которые посчитали армию хорошей идеей, тоже не согласились с тем, что служба в армии — патриотическая обязанность. Они воспринимают службу в армии практично: она облегчает поступление на государственную службу — например, в полицию или в армейские структуры.
Несмотря на популярность вооруженных сил, россияне хотят, чтобы государство вкладывало средства в социальные нужды, а не в армию.
В опросе Левада-Центра четыре из пяти россиян сказали, что вместо укрепления армии государству следовало бы приложить больше усилий к улучшению уровня благосостояния своих граждан. Лишь 10% считают, что государству следует вкладывать средства в наращивание военной силы.