Это может показаться невероятным, но, хотя о Второй мировой войне были написаны сотни книг, в ней по-прежнему остаются белые пятна: забытые со временем или недостаточно подробно исследованные события. К счастью, у Испании имеется свой Энтони Бивор — Хесус Эрнандес (Jesús Hernández). За последние несколько десятилетий историк написал более двадцати книг, в которых занимательно и достоверно открывает читателям неизвестные факты: например, одна японская секта смогла убедить всю Японию в том, что именно она выиграла войну.
Хесус Эрнандес, который также ведет блог «Это война!», представляет свою новую книгу «Этого не было в моей книге о Третьем рейхе». В ней он дает совершенно новое видение Второй мировой войны. Как сам автор сообщил газете «А-бе-се», он постарался показать обратную сторону «Тысячелетнего рейха», который пытался построить Адольф Гитлер, то полезное, что он создал, и что было впоследствии забыто. Этот список бесконечен — от дизайна компании «Порше» (Porsche), танка «Тигр» (Tiger I — самого смертоносного немецкого танка) до системы оплачиваемых отпусков на роскошных океанских лайнерах для немецких рабочих. Тем не менее Хесус Эрнандес не забывает и об ужасных трагедиях, связанных, в частности, с именем Курта Хейссмайера, проводившего эксперименты над детьми.
- В книге вы рассказываете о том, каким был «настоящий» Гитлер? Он как личность был очень экстравагантным?
— Чтобы описать «настоящего» Гитлера, я обратился к малоизвестному и секретному отчету, который впоследствии составил один из его самых близких соратников, журналист Эрнст Ханфштенгль (Ernst Hanfstaengl), для американских спецслужб.
Личность Гитлера была очень сложной. Он был совсем не такой, каким его рисовали позднее. Он обладал необыкновенной политической интуицией, умел угадывать слабости своих противников и пользоваться этим. Кроме того, Гитлер был опытным игроком в покер: его огромные ставки сбивали с толку противников, он прекрасно блефовал и всегда знал, когда нужно пасовать. Однако к началу войны он уже растратил часть своих способностей.
Человеком он до какой-то степени был самым обыкновенным. Он не отличался экстравагантностью, можно даже сказать, что был почти аскетом. После начала войны он потерял связь с реальностью из-за поставляемых его врачом наркотиков. Мы много знаем о Гитлере, о нем было написано множество книг, но, как это ни парадоксально, его фигура остается загадкой.
- Вы упоминаете, что Гитлер поддерживал идею предоставления отдыха на круизных лайнерах всем немцам, независимо от их социального уровня…
— Да, это странно, но Гитлер одновременно проводил жестокие репрессии против рабочих партий и профсоюзов, отправляя их лидеров в Дахау, и в то же время предлагал предоставить рабочим такой отдых, о котором они никогда и не мечтали. Он начал создавать флот из океанских лайнеров, чтобы они совершали круизы в Норвегию, на Мадейру и даже на Тенерифе, а также кругосветные плавания.
В моей книге я подробно описываю одну из этих поездок на Мадейру, по тем временам немыслимую роскошь для любого европейского рабочего. Кроме того, государство предоставляло возможность поездки для катания на лыжах, для занятия водными видами спорта, посещения знаменитых городов… Можно сказать, что это была первая попытка создания массового туризма за три десятилетия до его рождения. Гитлер знал, что, если он хочет выиграть приближающуюся войну, он должен заручиться поддержкой рабочего класса, а обеспечит ему её тактика морковки на палочке.
- Зачем Гитлер отправлял экспедиции в такие отдаленные места, как Амазонка?
— На самом деле экспедиции в Амазонку, Гималаи и Антарктиду, которые я подробно описал в своей книге, посылал не конкретно Гитлер. Это была в целом золотая эпоха экспедиций. Ученые быстро поняли, что, если они примут новый режим, у них появится источник средств на крупные экспедиции. Так они и поступали. Данные, полученные в ходе экспедиции в Антарктику, были настолько значительными, что в пятидесятые годы они по-прежнему использовались учеными других стран. Были также достигнуты большие успехи в альпинизме как в Азии, так и в Южной Америке.
- Что такое «дороги Гитлера»? Вы пишете, что в конце войны был объявлен конкурс на лучший проект дороги…
— Когда в 1945 году союзные войска вошли в Германию, генерал Эйзенхауэр был поражен немецкими автомагистралями, ведь он не понаслышке знал, как трудно переместить колонну танков по американским дорогам. Как только он занял пост президента в 1953 году, первое, что он сделал, было осуществление плана строительства автомагистралей, аналогичных немецким.
Немецкие автомагистрали намного опередили свое время, поскольку, например, при их строительстве учитывались экологический аспект и воздействие на ландшафт. Любопытно, что существовала даже курьерская система: можно было позвонить в центральный офис, оттуда передавалось сообщение на ближайшую заправочную станцию к тому месту, где должен был находиться водитель, и там мелом на доске записывали, что водитель автомобиля с таким номерным знаком должен позвонить такому-то человеку.
— О масштабах работ можно судить по тому факту, что в 1936 году по объему было вырыто больше земли, чем при строительстве Панамского канала. В послевоенное время, когда выяснилось, что эта дорожная система фактически была создана для военных нужд, начались споры. Очевидно, что это неоспоримое достижение Третьего рейха не понравилось историкам, и поэтому они его, как правило, игнорируют или нивелируют. Это в какой-то степени логично, ведь не очень приятно узнать, что один из самых преступных режимов смог создать одно из самых невероятных инженерных достижений XX века.
- Всегда утверждалось, что Вторая мировая война подтолкнула немецкую экономику. Однако вы говорите, что на самом деле она приостановила промышленный рост Германии.
— Нацисты создали экономическую систему, которая способствовала промышленному росту страны. Иногда я говорю, что она была похожа на современную китайскую систему, в которой для предпринимателей созданы прекрасные возможности, но в то же время государство имеет огромный контроль над экономикой. Так можно избавиться от бюрократической волокиты и трудовых конфликтов. Нельзя отрицать, что эта модель является успешной, если не брать во внимание другие соображения.
Третий рейх был раем для великих предпринимателей, которым режим оказывал всяческое содействие. Однако, несмотря на то, что во время войны на них градом посыпались контракты, им, несомненно, было бы лучше в мирное время. Тогда немецкая экономика смогла бы стать европейским гегемоном намного раньше, чем это произошло в действительности.
- Нацистская Германия также достигла великолепных результатов в автомобильных гонках. Каковы были главные ее достижения?
— Еще один из обескураживающих фактов, на которые я наткнулся при написании книги, заключается в том, что до прихода к власти нацистов Германия была далеко не на первом месте в соревнованиях по скорости (как автомобильных, так и мотоциклетных и авиационных). Однако Третий рейх достиг ошеломительных успехов.
Гитлер поручил компаниям «Мерседес» и «Ауто унион», в который входила и «Ауди», построить самые быстрые гоночные машины в мире. И они сконструировали их. Их пилотами были знаменитые Рудольф Караччиола (Rudolf Caracciola) и Бернд Розмайер (Bernd Rosemeyer). На гонках прекрасные результаты выдавали и мотоциклы «Бэ-эм-вэ» (BMW). «Мессершмит» сумел побить все рекорды скорости в воздухе… Немецкие достижения техники надолго опередили свое время. Их смогли превзойти только в шестидесятые годы.
Есть основания утверждать, что без огромного технологического скачка и изобретения ракеты «Фау-2» человек попал бы на Луну на двадцать лет позднее.
- Какие автомобилестроительные компании выиграли от Второй мировой войны?
— Все производители автомобилей внесли свой вклад в оборону. «Фольксваген» изготовил Кюбельваген, аналог американского джипа, взяв за основу популярный «Жук». Всевозможные виды автомобилей изготовляли и «Мерседес», и «Опель», и «МАН». Студия дизайна Фердинанда Порше спроектировала башню танка «Тигр»" и чудовищный танк «Маус»… Вполне возможно, что тот огромный подъем, который испытала немецкая автомобильная промышленность после войны и испытывает до сих пор, стал возможен именно благодаря участию Германии в войне.
- Как вы думаете, какое значение имели сны в то время? Почему вы столько внимания уделяете им в своей книге?
— В одном книжном магазине в аэропорту я случайно обнаружил португальское издание книги, в которой собраны сны немцев во времена нацизма. Автор — еврейская немецкая журналистка Шарлотта Берадт (Charlotte Beradt). Поскольку ей было запрещено продолжать работать журналистом, ей пришлось стать парикмахером. Она просила своих знакомых рассказывать о своих снах и записывала их.
В 1939 году она переехала в Нью-Йорк, и только в 1966 года опубликовала свою книгу, которая оказалась бесценной для понимания менталитета немцев в то время. Удивительно, что она практически неизвестна. Прочитав эту главу, читатель поймет всю важность снов для объяснения многих вещей, которые кажутся нам необъяснимыми.
- Как далеко зашли преследования гомосексуалистов? Почему эта часть злодеяний нацистов была забыта?
— Об истреблении евреев широко известно. Но есть и другие группы людей, которые пострадали в нацистской Германии, хотя, конечно, в меньших масштабах. Поэтому я посвящаю одну главу астрологам и предсказателям, которых отправили в концентрационные лагеря, а другую — гомосексуалистам, которые были депортированы.
В случае гомосексуалистов очень сложно называть конкретные цифры, поскольку многие из них были записаны как обычные преступники, но, по оценкам, их могло быть от пяти до пятнадцати тысяч человек. Мы также не знаем, сколько из них подверглись кастрации. Возможно, около двух тысяч. После войны ни один из них не осмелился обнародовать свое дело. Не следует забывать, что гомосексуализм был социально стигматизирован и даже считался преступлением как в Германии, так и во Франции. Только в семидесятые годы появилось первое письменное свидетельство Йозефа Кохоута (Josef Kohout), да и то под псевдонимом. Еще только двое других депортированных решились написать о своем травмирующем опыте, поэтому не удивительно, что нам так мало известно о репрессиях против гомосексуалистов.
- Кем был Курт Хейссмайер?
— В этой главе я описываю ужасное событие, связанное с именем этого человека. Курт Хейссмайер (Kurt Heissmeyer) был пульмонологом со связями в СС. Поэтому ему удалось выбить себе казарму в концентрационном лагере «Нойенгамме» (Neuengamme) для проведения медицинских экспериментов. Он хотел получить вакцину от туберкулеза, пользуясь для этого так называемым «низшим материалом»: евреями, цыганами, славянами, коммунистами и другими заключенными.
- Его эксперименты помогли науке?
— Ничуть. Он намеревался доказать гипотезу, которая была признана несостоятельной еще в двадцатые годы, но он не знал об этом из-за недостаточной подготовки. Его эксперименты привели только к страданиям и смертям.
- Что случилось с детьми, на которых он проводил эксперименты?
— После неудачных опытов с взрослыми Курт Хейссмайер попросил отправить ему детей. Из Освенцима ему прислали двадцать детей в возрасте от 5 до 12 лет. Описание проводившихся экспериментов, а затем их убийства в подвале здания школы в Гамбурге иллюстрирует преступное безумие нацистского режима.
В первой части книги я описываю великие достижения нацистов, а во второй — эти и другие отвратительные преступления, совершавшиеся в то время. То, что это могло происходить одновременно, у многих вызывает недоумение и непонимание. Возможно, интерес к данному историческому периоду объясняется именно его противоречивостью.
- О Третьем рейхе было сказано многое. А что не было сказано?
— Трудно добавить что-то новое в исследование этого периода, но я скромно могу предполагать, что привнес нечто новое. До сих пор историки принимали во внимание только отрицательные аспекты Третьего рейха, но подобный взгляд противоречил мнению большинства тогдашних немцев. Они видели, что в стране процветает экономика, что снижается безработица, что строятся тысячи километров автомагистралей, и, помимо всего прочего, что Германия без единого выстрела возвращала потерянные после унизительного Версальского мира территории.
Впечатляющие Олимпийские игры 1936 года вызвали восхищение во всем мире. Даже Уинстон Черчилль в 1935 году сказал, что Гитлер был «высококвалифицированным, рассудительным, знающим политиком с приятными манерами и обезоруживающей улыбкой», а в 1936 году — что «если наша страна будет кем-то побеждена, я бы хотел, чтобы это был такой несокрушимый чемпион, как Гитлер, который поставит нас на подобающее нам место». По окончании войны немцы обнаружили тот ужас, который от них скрывали все это время, или, вернее, который они сами не хотели видеть.
Поэтому я считаю, что с целью лучшего понимания Третьего рейха мы должны изучать его с точки зрения тех, кто жил в нем, а не с удобной для нас точки зрения, которая заранее предполагает, что тогда совершались только чудовищные преступления.