Свою попытку вынудить Украину предоставить ему компромат на политических соперников президент Трамп предпринял тогда, когда противники этой страны, включая российского президента Владимира Путина, призывали его занять враждебную позицию по отношению к Киеву. Об этом сообщили бывшие должностные лица из американского правительства.
Беседуя с Путиным, с венгерским премьер-министром Виктором Орбаном и с другими руководителями, Трамп сформировал впечатление об Украине как о безнадежно коррумпированной стране, которая, как он сейчас считает, пыталась ослабить его позиции на выборах в 2016 году.
Эти иностранные лидеры не призывали Трампа конкретно к получению от Украины компрометирующей информации на кандидата в президенты от Демократической партии Джо Байдена, и не утверждали, что Киев причастен к неподтвержденной конспирологической истории с выборами 2016 года.
Но из-за уничижительных отзывов об Украине у Трампа сформировалось вполне определенное представление об этой стране, из-за чего чиновникам Белого дома было трудно убедить его поддержать слабое правительство в Киеве и не использовать его в своих политических целях.
О роли Путина и крайне правого лидера Венгрии Орбана, который часто солидаризируется с Кремлем, на прошлой неделе рассказал заместитель помощника госсекретаря Джордж Кент (George Kent), дававший за закрытыми дверьми показания следователям палаты представителей, действующим в рамках процедуры импичмента.
Кент заявил, что оказанное этими лидерами влияние сыграло свою роль и ухудшило отношение Трампа к украинскому президенту Владимиру Зеленскому в преддверии состоявшегося между ними 25 июля телефонного разговора. Эта беседа спровоцировала сенсационную жалобу разоблачителя и расследование палаты представителей по процедуре импичмента.
Американские должностные лица подчеркивают, что хотя Путин и Орбан очерняли Украину, решение о поиске компромата на Байдена Трамп принимал сам, руководствуясь собственными побуждениями и конспирологическими теориями о Киеве, о которых рассказывал его адвокат Рудольф Джулиани.
Во время телефонного разговора в начале мая Путин «делал то, что он всегда делает», то есть, пытался подорвать отношения США с Украиной, рассказал бывший американский чиновник, знакомый с подробностями той беседы. «Он всегда говорил, что Украина — это просто рассадник коррупции».
Занимающиеся национальной безопасностью сотрудники Белого дома предвидели такие попытки ухудшить отношение Трампа к Зеленскому. Но в этом году голоса Путина и Орбана приобрели особую значимость в связи с уходом или снижением влияния тех, кто пытался ослабить влияние Путина и прочих авторитарных руководителей на Трампа.
Бывшие чиновники привели в качестве примера уход министра обороны Джима Мэттиса (Jim Mattis) и главы аппарата Белого дома Джона Келли (John F. Kelly), которые выступали за предоставление американской военной помощи Украине, но уже не смогли защитить поток финансирования, когда оно было приостановлено незадолго до телефонного разговора Трампа с Зеленским.
Советника по национальной безопасности Джона Болтона считали твердым сторонником Украины в ее конфликте с Россией, однако в этом году его отношения с Трампом очень быстро ухудшились, и в прошлом месяце он был изгнан из Белого дома.
«Со временем начинаешь замечать, как ослабевает оборона», — сказал бывший руководитель из Белого дома, описывая борьбу с тем влиянием, которое на Трампа оказывали Джулиани, Путин и Орбан.
Расследование палаты представителей в рамках процедуры импичмента сосредоточено на предполагаемой попытке Трампа воспользоваться служебным положением и вынудить Украину принять ряд мер, которые, как надеялся президент, помогли бы ему победить на выборах в 2020 году.
Нет никаких свидетельств того, что Путин говорил о Байдене или поддерживал бездоказательные утверждения Джулиани о том, будто в выборы 2016 года вмешивалась не Россия, а Украина. Тем не менее, по словам чиновников, отношение к Украине как к пешке на шахматной доске характерно для политики Путина в отношении этой бывшей советской республики.
По словам одного американского чиновника, политика США уже «много лет строится вокруг сдерживания враждебного влияния России» в Восточной Европе. Очевидная восприимчивость Трампа к доводам Путина и Орбана является «примером того, что и сам президент находится под враждебным влиянием, и что его направляют».
Этот и прочие чиновники пожелали остаться неназванными, поскольку речь идет о деликатных внутренних дискуссиях в Белом доме и о продолжающемся расследовании по процедуре импичмента.
Белый дом не ответил на просьбы прокомментировать эту ситуацию.
Давая показания, Кент отметил, что американские официальные лица были воодушевлены первым телефонным разговором Трампа с Зеленским после победы последнего на апрельских выборах. Они надеялись, что президент увидит в новом лидере потенциального партнера в давних усилиях США по оказанию содействия Украине в отражении российской агрессии и в борьбе с коррупцией внутри страны.
Вместо этого, сказал Кент, мнение Трампа о Зеленском и Украине в последующие месяцы как будто ухудшилось. Президент начал пренебрежительно отзываться о Киеве, убрал американского посла на Украине, не разрешил вице-президенту Пенсу поехать на инаугурацию Зеленского и приостановил предоставление этой стране военной и прочей помощи на 391 миллион долларов.
Трамп разговаривал с Путиным по телефону и встречался с Орбаном в Белом доме в период между 21 апреля, когда был избран Зеленский, и 20 мая, когда состоялась его инаугурация. Трамп также беседовал с Путиным 28 июня на саммите в Японии, а 31 июля между ними состоялся еще один телефонный разговор. Следует вспомнить, что 25 июля у Трампа был телефонный разговор с Зеленским, во время которого он попросил его об «услуге».
Трамп неизменно отказывается признавать свидетельства того, что Россия вмешивалась в выборы 2016 года, действуя в его интересах. На прошлой неделе исполняющий обязанности главы администрации Белого дома Мик Малвейни (Mick Mulvaney) подтвердил, что Трамп приказал приостановить помощь Украине отчасти для того, чтобы вынудить Киев расследовать развенчанную теорию о том, что взломанный в 2016 году сервер Национального комитета Демократической партии увезли на Украину, дабы скрыть доказательства того, что это она, а не Россия, вмешивалась в президентские выборы.
Во время напряженного разговора в Белом доме на прошлой неделе спикер палаты представителей Нэнси Пелоси бросила Трампу упрек, заявив: «У вас все дороги ведут к Путину».
Трамп обратился к Путину за консультацией о новом украинском руководителе через несколько дней после избрания Зеленского. Во время телефонного разговора 3 мая он спросил Путина, каково его впечатление о Зеленском. Путин ответил, что он пока не беседовал с Зеленским, однако высказался о нем пренебрежительно как о комике, связанном с олигархом, которого ненавидит Кремль.
Перед выдвижением своей кандидатуры на выборы Зеленский сыграл роль украинского президента в комедийном телесериале.
Майский разговор Трампа с Путиным совпал с визитом Орбана в Белый дом, против которого выступали многие представители администрации, так как венгерский лидер ослабляет демократические институты в своей стране и ссорится с американскими союзниками в Европе.
«Зная президента на протяжении добрых 25-30 лет, я могу вам сказать, что Трампу очень понравилось бы действовать так, как действует Орбан, но он этого не может», — сказал американский посол в Венгрии Дэвид Корнстайн (David Cornstein), давая этой весной интервью изданию «Атлантик».
По словам чиновников Белого дома, майский визит Орбана начался с продлившейся час встречи с Трампом, на которой запись беседы не велась. Впоследствии к собеседникам присоединились Болтон и венгерский министр иностранных дел.
Высокопоставленные американские дипломаты говорят, что им мало что известно о беседе Трампа и Орбана с глазу на глаз, и тем более о том, как сформировались взгляды Трампа на Украину. Однако один знакомый с содержанием встречи чиновник заявил, что эта встреча с Орбаном «определенно усилила пессимистические взгляды Трампа на Киев и Зеленского».
Недовольство Орбана Украиной объясняется старым пограничным спором и якобы имеющим место дурным обращением с проживающим на Украине венгерским меньшинством. Однако враждебное отношение Орбана к Зеленскому также носит идеологический характер, отмечают чиновники. Дело в том, что Зеленский находится в оппозиции к Орбану, будучи ориентирующимся на Запад реформатором.
Чиновники из Белого дома и Госдепартамента с первых дней прихода Трампа в Белый дом пытались помешать визиту Орбана в США, обеспокоенные тем, что это придаст легитимности лидеру, который подвергается остракизму в Европе. Их также тревожило влияние Орбана на американского президента.
«По сути дела, все были согласны — никакой встречи с Орбаном, — рассказал бывший чиновник Белого дома, участвовавший в этих служебных дискуссиях. — Мы были против визита, так как понимали, что Трамп и Орбан могут сблизиться и подружиться».
Попытки сохранить дистанцию между Трампом и Орбаном в этом году начали ослабевать в связи с уходом ряда высокопоставленных руководителей и появлением новых лиц в окружении президента. Одним из самых важных чиновников стал Малвейни, который с января исполняет обязанности главы администрации и с симпатией относится к крайне правым взглядам Орбана, скептически глядя на европейские институты. Бывшие коллеги Малвейни по конгрессу в прошлом году поддержали попытки Орбана добиться отмены небольшого американского гранта, предложенного в поддержку независимых СМИ в Венгрии.
Малвейни был причастен к утверждению визита Орбана, и это был один из нескольких случаев, когда он взял верх над представителями ведомств национальной безопасности. В то же время, он посоветовал Трампу дать указания дипломатам, в том числе, американскому послу в Евросоюзе Гордону Сондленду, помогать Джулиани в осуществлении президентских планов на Украине.
Свой материал для статьи предоставили Джули Тейт (Julie Tate) и Шейн Харрис (Shane Harris).