В эти дни в Норвегии проходят торжества, посвященные освобождению Восточного Финнмарка от нацистских захватчиков.
Мы чествуем подвиг советских солдат, участников Сопротивления и партизан, 75 лет назад изгнавших гитлеровских оккупантов с норвежской земли.
О значении, которое придается в вашей стране этой дате, свидетельствует тот факт, что в праздничных мероприятиях в Киркенесе 25 октября участвуют король Норвегии Харальд V, премьер-министр Эрна Сульберг, депутаты стортинга и представители региональных властей.
В России это высоко ценят.
Благодарность
В период Второй мировой войны в Норвегии находилось более 100 тысяч советских военнопленных.
Около 12,7 тысяч из них умерли из-за тяжелейших условий труда, голода, болезней. Многие были расстреляны за попытку бежать из плена. В ходе Петсамо-Киркенесской операции погибли более 2 тысяч воинов Красной Армии.
Я хотел бы выразить искреннюю признательность норвежским друзьям, которые бережно относятся к многочисленным памятникам и захоронениям наших солдат, устанавливают новые монументы и памятные таблички, помогают осуществлять архивную и поисковую работу, чтобы выяснить неизвестные имена павших.
Ответственные соседи
Общее героическое прошлое всегда служило подспорьем в деле продвижения двусторонних отношений, носящих во многом уникальный характер.
Действительно, российско-норвежские связи переживали и взлеты, и падения, но никогда не омрачались вооруженными конфликтами. В эпоху холодной войны Москва и Осло старались находить точки соприкосновения. Именно так и должны вести себя ответственные соседи, имеющие общую границу — самую старую в Европе.
В этом плане символично, что, помимо юбилея освобождения Восточного Финнмарка, в эти дни мы отмечаем также 70-летнюю годовщину заключения Договора о режиме советско-норвежской границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов.
К сожалению, сотрудничество затормозилось
К сожалению, после государственного переворота на Украине в феврале 2014 года динамичное развитие сотрудничества затормозилось.
Осло присоединился к антироссийским санкциям. В результате оказались свернутыми целые направления взаимодействия. Не думаю, что это отвечает коренным интересам наших стран и народов.
Серьезную озабоченность вызывают все более активные военные приготовления в приграничных с Россией регионах.
Норвегия отходит от своей базовой политики, размещая в мирное время на своей территории якобы на «ротационной», а на самом деле — на постоянной основе тренировочные базы для военнослужащих США и Великобритании, увеличивает военный бюджет, модернизирует соответствующую инфраструктуру.
В октябре и ноябре 2018 года вблизи российских границ состоялись крайне агрессивные учения НАТО «Единый трезубец» с участием военнослужащих стран-партнеров. Наращивание военной деятельности альянса в Арктике, стремление включить регион в зону ответственности блока — все это подрывает стабильность и доверие.
Позитивные подвижки
В то же время даже в текущих условиях нам удается поддерживать диалог, в котором наметились определенные позитивные подвижки.
В апреле в рамках форума «Арктика — территория диалога» в Санкт-Петербурге состоялась беседа президента России Владимира Путина и премьер-министра Норвегии Эрны Сульберг, придавшая импульс связям по различным направлениям.
Возобновляются контакты по линии профильных ведомств. К докризисному уровню возвращается товарооборот, расширяются приграничные и межрегиональные обмены.
Я рассчитываю, что совместными усилиями мы сможем вернуть отношения на поступательную траекторию. От этого выиграют как наши государства и граждане, так и евроарктический регион в целом.
Сообща
Приобретенный в ходе Второй мировой войны бесценный опыт союзничества и сотрудничества в борьбе с преступной идеологией человеконенавистничества особенно востребован сегодня, когда мировое сообщество сталкивается с многочисленными опасными вызовами и угрозами, эффективно противодействовать которым можно только сообща.
Россия давно и настойчиво призывает приступить к совместной работе по формированию в Евроатлантике и Евразии архитектуры равной и неделимой безопасности на прочной основе международного права, прежде всего Устава ООН.