Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Helsingin Sanomat (Финляндия): музей стрит-арта — на территории старого завода по производству пластмассы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Финский журналист посетил музей стрит-арта, расположенный на территории старого завода в одном из пригородов Петербурга. Рассказывая, как появился этот музей и о своих впечатлениях, он отмечает все возрастающий к нему интерес и людей искусства, и широкой публики, а также сообщает график работы музея.

Санкт-Петербург — Стрит-арт встречает посетителя уже на входе в музей.

Мы оказались на территории старого завода слоистых пластиков в восточном пригороде Санкт-Петербурга. Художница Данини установила во внутреннем дворе завода большие панели, на которых изображены окна программ Windows, и, возможно, сбой в системе России.

Сзади виднеется число 1984, которое намекает на роман Джорджа Оруэлла (George Orwell). Это граффити напоминает о пристальном взгляде «Большого брата» в наше время перепродажи информации и попыток выманить у пользователей личные данные.

Первое впечатление завершает язвительное граффити Стаса Багса. Горделивый символ Санкт-Петербурга — Медный всадник, конный памятник Петра I — сильно изменен: на фундаменте памятника изображено только инвалидное кресло, стоящее на краю пропасти.

Жаль, что скоро этих произведений не будет. По крайней мере, здесь, во внутреннем дворе музея.

«Это стрит-арт прошедшего лета», — говорит Екатерина Ордовская, представитель пресс-службы Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге. — Уже сейчас наши кураторы занимаются организацией временной выставки, которая откроется во внутреннем дворе музея следующим летом«.

Завод слоистых пластиков был основан в 1950-е годы, и он полностью прекратил работать в 1990-е годы после распада СССР. В 2000 году бизнесмен Дмитрий Зайцев купил завод, и он частично начал работать.

Предыстория Музея стрит-арта начинается в 2011 году, когда у Андрея Зайцева — сына владельца завода слоистых пластиков — появилась интересная идея. Он втайне от отца устроил в одном из пустующих цехов завода граффити-вечеринку, во время которой молодые люди нанесли граффити на кирпичные стены завода.

Он, конечно, попался, однако отец вовсе не расстроился из-за порчи своей недвижимости. Вечеринки разрешили проводить и дальше.

Информация о необычном заводе быстро распространилась, и вскоре здесь побывали сливки российских уличных художников, включая Павла (Пашу) 183 (П183). Внимание со стороны уличных художников было вполне объяснимым: в историческом центре Санкт-Петербурга их не жалуют.

Владелец завода подумал, что хорошей идеей было бы пустить уличных художников и в действующие помещения завода. Тяжелая работа на заводе обрела новый импульс — ведь никогда не знаешь, как завтра будут выглядеть стены рабочего места.

Сначала работников завода это раздражало, а потом они сами начали участвовать в творческих проектах. Таким образом завод реализует мысли основателей Советского Союза о сотрудничестве художников и рабочих — без социалистической идеологии.

«Я хочу сделать из музея завод, а из завода — музей. Я хочу, чтобы музей поглотил этот завод», — сказал владелец завода Дмитрий Зайцев.

В 2014 году международный фестиваль «Манифеста» проходил, в том числе, и на территории завода. В то же время Музей стрит-арта получил международное внимание и был реорганизован.

«С тех пор временные выставки проходят снаружи, постоянная коллекция выставляется внутри», — говорит Екатерина Ордовская.

В последние годы музей стал более профессиональным. Иностранным художникам стрит-арта предлагаются места для проживания, и они выполняют для завода разные проекты.

Сын владельца завода Андрей Зайцев успел побыть директором Музея стрит-арта, но в 2018 году он решил стать свободным художником. Сейчас руководителем музея является бывший директор по развитию музея Татьяна Пинчук.

«И все же это можно назвать благотворительностью со стороны владельца музея. Билеты в музей и другие доходы не покрывают затраты на него», — говорит Ордовская.

Пока историю музея можно назвать амбициозной. Темой выставки одного лета был мир (выставка «Casus Pacis/Повод к миру», 2014 год), и для участия в ней было приглашено много украинских и российских художников. Темой другого лета была миграция и проблема беженцев (Выставка «Через границы/Сквозь ограничения», 2016 год).

Зайцев, владелец завода, имеющий хорошие связи, показывал экспонаты музея делегации правящей партии «Единая Россия». Пока к альтернативному искусству относятся толерантно.

Сейчас в Музее стрит-арта все больше людей искусства. С одной стороны, это означает новые творческие мероприятия, с другой стороны — изначальная альтернативность и угловатость часто смягчается.

© РИА Новости Павел Лисицын / Перейти в фотобанкСтрит-арт объект «Точка невозврата», приуроченный к 100-летию со дня убийства царской семьи
Стрит-арт объект «Точка невозврата», приуроченный к 100-летию со дня убийства царской семьи
В истории стрит-арта такое уже случалось и раньше — например, с художником Баския (Basquiat), который начал с граффити в Нью-Йорке и кончил созданием очень дорогих работ совместно с Энди Уорхолом (Andy Warhol).

Ранние работы граффитиста Бэнкси (Banksy) выставляются на дорогостоящих выставках по всему миру, вопреки эстетике самого Бэнкси.

Сейчас петербургский Музей стрит-арта стал объектом, который галеристы посещают в поиске новых имен для своих списков.

Иногда известные художники сами предлагают Музею стрит-арта свои проекты.

Например, инсталляция Александра Шишкина-Хокусая «Спящая красавица», которая представляла Россию на биеннале в Венеции и Праге, недавно выставлялась в Музее стрит-арта в течение недели.

У уже упомянутых Данини и Стаса Багса есть художественное образование. Они привыкли оставаться в мейнстриме, прибегая к помощи галеристов.

Пока Музей стрит-арта остается необычным благодаря своему удаленному расположению: он находится в 15 километрах от Государственного Эрмитажа, художественной гордости центра Санкт-Петербурга.

Конечная остановка поездов «Аллегро» и площадь Ленина находятся чуть ближе, примерно в 11 километрах.

Пока Музей стрит-арта посещают всего 30 тысяч посетителей в год, потому что он полноценно работает только с весны по осень. В октябре временную выставку во внутреннем дворе закрывают, как и внутренние неотапливаемые помещения выставки.

До следующей весны предлагаются воскресные экскурсии в те помещения, где в будни на полную мощь работает завод слоистых пластиков. Можно увидеть и работы, которые находятся под открытым небом.

На экскурсионный тур надо записаться на интернет-странице музея и взять с собой удостоверение личности. Единственный англоязычный тур проводится по субботам в 12 дня, большой выбор мероприятий есть на русском языке.

Так что с поздней осени до весны Музей стрит-арта подходит только тем, кто страстно увлечен этой темой.

Летом — с барами, музыкальными фестивалями и временными выставками — музей будет интересен и широкой аудитории.