Критика ЕС в адрес Турции из-за операции «Источник мира» не нашла отголоска в НАТО. Члены альянса продемонстрировали сдержанную реакцию относительно операции.
С началом Турцией операции «Источник мира» против террористических организаций Партия «Демократический союз» (PYD) и Отряды народной самообороны (YPG), образующих сирийский оплот сепаратистской террористической организации Рабочая партия Курдистана, со стороны Европейского Союза (ЕС) все громче и громче доносились возгласы возражения. Но они не получили аналогичного отклика в НАТО. Так, министры обороны стран-членов НАТО, которые собрались в Брюсселе на двухдневную встречу, продемонстрировали сдержанную реакцию в силу стратегического значения Турции как члена альянса.
Министр национальной обороны Хулуси Акар (Hulusi Akar), принявший участие в заседаниях от имени Турции, проинформировал союзников о цели операции «Источник мира», соглашении, достигнутом Турцией с США, и сочинском меморандуме Турции и России. Анкара в очередной раз подтвердила, что посредством операции она обеспечивает безопасность в том числе союзников по НАТО, и получила ценную возможность дать ответ на черную пропаганду, которая ведется против Турции террористической организацией и их сторонниками.
Анкара не выступила против
Турция и США еще раз показали, что они могут приходить к согласию путем диалога, хотя и не в силах достичь единства взглядов по всем вопросам. Новоиспеченный министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр (Annegret Kramp-Karrenbauer) попыталась занять конструктивную позицию, озвучив на встрече предложение, которое спорно с точки зрения реалистичности, но важно с точки зрения демонстрации добрых намерений.
Вопреки политическим заявлениям европейских союзников Турции по НАТО в первые дни начала операции «Источник мира» на встрече министров иностранных дел НАТО ни одна страна, кроме Франции, не заняла агрессивной позиции по отношению к Турции. По выражению наблюдателей, министр обороны Франции Флоранс Парли (Florence Parly) попыталась взять на себя роль представителя президента Эммануэля Макрона и обрушить на Турцию всю его критику, обвинить Турцию во всех негативных последствиях сирийского кризиса. Гнев Франции связан не только с тем, что парижская администрация близка с террористической организацией PYD / YPG. По мнению военных наблюдателей, этот гнев в большей степени является свидетельством военной и дипломатической несостоятельности Франции.
Положительная реакция
В течение последних 24 месяцев Турция сетовала на угрозы, которые исходят для НАТО с ее южного фланга. Еще в 2015 году Турция проводила консультации с членами альянса в рамках четвертой статьи вашингтонского соглашения и требовала принять меры предосторожности против возможных угроз со стороны Сирии. Тогда Нидерланды, Испания и США решили направить в регион системы противоракетной обороны «Пэтриот» (Patriot) и обязались защитить Турцию от ракетных атак из Сирии. В настоящее время в регионе наряду с итальянской системой SAMP-T находятся испанские комплексы «Пэтриот» PAC1-C. После начала операции «Источник мира» Испания и Италия объявили, что они могут вывести свои зенитные ракетные комплексы из Турции. Тем не менее, на встрече министров обороны стран — членов НАТО министр обороны Испании подчеркнула, что испанская система «Пэтриот», размещенная в Турции, не будет выведена в ответ на операцию «Источник мира».
Председатель Мюнхенской конференции по безопасности, которая является одним из основных мероприятий в сфере обороны, и бывший советник министерства иностранных дел Германии Вольфганг Ишингер (Wolfgang Ischinger) в интервью «Шпигель» (Der Spiegel) напомнил, что для того чтобы быть активным игроком во внешней политике, его страна должна взять на себя военную ответственность в регионе. Ишингер также отметил, что Турции нельзя отказывать в защите своих рубежей и борьбе с терроризмом.
Анкара ясно дала понять
Анкара, всегда открыто озвучивающая свои озабоченности во внешней политике, четко подчеркнула, что тесное сотрудничество некоторых союзников по НАТО с PYD и YPG — ответвлением РПК — не должно причинять вред национальной безопасности Турции.
Военная мощь Турции
Между тем операция «Источник мира» на деле показала, что Турция обладает второй крупнейшей армией в НАТО. Военные эксперты напомнили, что ни у кого, кроме США, нет такого потенциала в виде восьми дивизий, как у Турции. Помимо военных операций и учений НАТО, Турция имела возможность слаженно проводить операции «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь», «Источник мира», и это де-факто является подтверждением мощи Вооруженных сил Турции.
Рассматривая операцию со стратегической точки зрения, можно сказать, что союзники по НАТО в очередной раз убедились, что у отношений, которые создаются с незаконными организациями в силу тех или иных причин, тоже есть предел.
Однако и сама Турция еще раз осознала политическое и стратегическое значение членства в НАТО, а ее союзники поняли, что стратегическое значение Турции не ограничивается только приемом беженцев или обменом сведениями по иностранным боевикам, оно обусловлено более глубокой и сильной структурой.
Акар встретился с Эспером
Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар встретился с министром обороны США Марком Эспером (Mark Esper). Согласно заявлению военного ведомства Турции, встреча состоялась в штаб-квартире НАТО, куда министр Акар прибыл для участия в заседаниях на второй день встречи министров обороны НАТО. На переговорах обсуждались вопросы обороны и безопасности, прежде всего Сирия и операция «Источник мира» на востоке от Евфрата, состоялся обмен мнениями по повестке дня НАТО и двусторонним военным отношениям. Министры договорились продолжить диалог.