Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Dagens Nyheter (Швеция): российский претендент на «Оскар» показывает женское лицо войны

© РИА Новости Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкРоссийский режиссер Кантемир Балагов, получивший приз Каннского кинофестиваля
Российский режиссер Кантемир Балагов, получивший приз Каннского кинофестиваля
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шведский журналист встретился с молодым российским режиссером Кантемиром Балаговым, чей фильм «Дылда» уже награжден в Каннах и претендует на премию «Оскар». По его собственным словам, режиссер хотел показать, насколько сокрушительным опыт Второй мировой войны стал для женской психики.

На Стокгольмском международном кинофестивале Кантемиру Балагову в этом году вручили награду Impact award за его поствоенную драму «Дылда», которая рассказывает о пострадавших от войны женщинах-солдатах. Николас Веннё (Nicholas Wennö) встретился с российским режиссером, создавшим фильм, который Россия отправила на «Оскар».

Все началось с книги «У войны не женское лицо» белорусского нобелевского лауреата Светланы Алексиевич. В этой полудокументальной книге сплетаются воедино голоса множества женщин, которые воевали за Советский Союз.

«Я прочитал эту книгу четыре года назад, и она меня совершенно выбила из колеи. Я тут же понял, что хочу снять фильм о женском лице войны. В российском кино раньше никто не показывал войну с женской точки зрения. Я должен был сделать это как человек, как гражданин и как режиссер — меня полностью захватила эта идея», — рассказывает 28-летний Кантемир Балагов. Мы встретились с ним в стокгольмском отеле, окна которого выходят на серый залив Нюбрувикен.

Наводящий на размышления и мучительно сильный фильм «Дылда» много хвалили еще с его мировой премьеры в Каннах, когда Балагов получил премию за режиссерскую работу в категории «Особый взгляд». А недавно российский режиссер пополнил свой бюджет кругленькой суммой в миллион крон (примерно семь миллионов рублей — прим. перев.) на съемки следующего фильма. Ему присудили премию Impact Award на Стокгольмском кинофестивале.

Действие «Дылды» разворачивается сразу же после окончании войны в разоренном Ленинграде, полном покалеченных людей с душевными и физическими травмами. Высокая и худая Ия — «дылда», которую играет Виктория Мирошниченко, — выбивается из сил, трудясь медсестрой в больнице. Она ухаживает за ранеными и ждет, когда ее подруга-солдат и любовница Маша (Василиса Перелыгина) вернется домой с ребенком.

«Интереснее всего мне было показать, насколько сокрушительным опыт войны был для женской психики. Чисто биологически только женщины могут давать новую жизнь, рожая детей. Этот принцип полностью изменился, когда женщин внезапно стала окружать одна смерть», — рассказывает Балагов, который родился и вырос в Нальчике на Северном Кавказе.

Несмотря на то, что в российской истории война занимает центральное место, режиссер знал очень мало настоящих подробностей.

«В России война уже давно превратилась в своего рода сказку, которая должна поддерживать героический миф. Но если хоть немного покопаться, быстро становится ясно, что в войне всегда очень много серых зон — нет ни абсолютных героев, ни полных трусов. „Дылда" показывает, что война — это скорее жертвы, страдания и аморальность, а не героические поступки. Я не жил в Ленинграде в 1945 году, но попытался передать чужие впечатления современной публике», — рассказывает Балагов, который в том числе черпал вдохновение в дневниках и книге Анны Рейд «Осада Ленинграда».

Вопреки предположениям, цвета в «Дылде» яркие и жизнерадостные, а общий фоновый тон картины — сверкающе желтый.

«Поначалу я хотел снимать черно-белую картину, но когда изучил фотографии тех лет, то обнаружил, что тогда повсюду были яркие цвета — от автомобилей до обоев. Я понял, что люди хотели начать свою жизнь с нуля и в эти радостные цвета бежали от реальности. Моя героиня тоже видит мир в ярких красках из-за посттравматического стресса. Цвет стал и хорошим инструментом для придания фильму своеобразия — в России и так уже бесчисленное количество военных лент в бледных черно-белых цветах», — рассказывает Балагов.

Когда он был подростком, отец дал ему видеокамеру, чтобы он мог немного подзаработать, снимая свадьбы. Он был молод и искал себя, поэтому начал снимать короткие фильмы, которые выкладывал на Ютуб. Лишь в 20 лет ему по-настоящему захотелось стать режиссером.

Восемь лет спустя его сравнивают с такими русскоязычными коллегами, как создатель «Левиафана» Андрей Звягинцев или Сергей Лозница («Донбасс», «Государственные похороны»). Но истинный наставник Балагова — Александр Сокуров, автор «Молоха» и «Русского ковчега». Жизнь Балагова полностью изменилась, когда ему удалось попасть в киношколу Сокурова при студии на Северном Кавказе.

«Сокуров раскрыл мне глаза на мир. В сокуровской студии я открыл сам себя заново. Закончив ее, я стал совсем другим человеком», — рассказывает он.

Расти на Северном Кавказе совсем не просто, считает он.

«По сравнению с Москвой или Санкт-Петербургом Северный Кавказ гораздо суровее, агрессивнее и консервативнее. Конечно, это на меня во многом повлияло», — говорит Балагов. Его решение вставить оригинальное видео, снятое во время Тухчарской резни в Дагестане в 1999 году, в дебютный фильм «Теснота» (2017) вызвало много споров. Эта тяжелая семейная драма повествует о религиозных предрассудках.

«Но мне кажется, что молодое поколение моего региона сейчас не похоже на нас в подростковом возрасте. В отличие от нас, они хотят учиться и менять мир. А еще мы живем в удивительное время, когда ты можешь сам что-то записать, выложить на Ютуб и прославиться на весь мир».

Но вообще-то он считает, что истинный путь к зрелости надо искать в литературе, а не на Ютубе.

«Литература позволила мне созреть и вырасти как человеку. Самый важный совет, который дал мне Сокуров, был: „Читай больше книг и смотри меньше фильмов!" Режиссеры обычно делают наоборот, но ведь именно литература тренирует фантазию и стимулирует воображение. Фильмы дают нам уже готовые картинки, которые всегда представляют чью-то чужую точку зрения», — рассуждает Балагов, который до 20 лет читал очень мало.

В тот же период жизни он открыл для себя таких режиссеров, как Роберт Брессон (Robert Bresson), французский мастер новой волны Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard) и Франсуа Трюффо (François Truffaut).

«И, конечно, Бергман!» — добавляет Балагов. Он смеется, рассказывая о своем провальном первом знакомстве со шведским режиссером.

«В начале обучения Сокуров показывал нам, студентам, „Шепоты и крики". Я до этого по большей части смотрел только рекламу, поэтому перестроиться было тяжело. Так что где-то на половине я заснул. Сокурову это совершенно не понравилось, ха-ха».

Кантемир Балагов

Родился в 1991 году в Нальчике на Северном Кавказе.

Как режиссер дебютировал с фильмом «Теснота», который выиграл премию Международной федерации кинопрессы в категории «Особый взгляд» в Каннах в 2017 году.

В этом году в Каннах он получил награду за лучшую режиссуру в той же категории со своим фильмом «Дылда». «Дылду» официально решили послать на «Оскар» от России. Кроме того, фильм получил награду Stockholm Impact — 2019.