В Кабардино-Балкарской автономной области проживает чуть больше 865 тысяч человек. А в столице, Нальчике — 250 тысяч. Эта область расположена на полпути между Черным и Каспийским морями, на севере Кавказских гор и возникает ощущение, что там никто не живет. В Нальчике вырос лауреат Нобелевской премии по физике, хотя родился он в другом городе. А теперь появился Кантемир Балагов. Режиссеру всего 28 лет, а он уже представил два первых фильма в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале, и оба раза победил. Он вундеркинд мира кино с Кавказа и самая большая знаменитость Кабардино-Балкарии. 16 декабря в телефонном разговоре Кантемир сказал: «Я об этом нечасто думаю, наверное, я молод и всё делаю быстро. Я снимаю кино не для того, чтобы снимать кино, я ищу темы, о которых мне есть что рассказать, чувства, которые я хотел бы передать. Меня окружает всё это давление и возбуждение по поводу моей карьеры, но исходит это не от меня».
Балагов родился в семье со средним достатком, которая никак не была связана с кинематографом. И Кантемир вовсе не интересовался этим искусством, пока вместе с друзьями не снял интернет-сериал с 10-минутными эпизодами. А затем он поступил в университет в мастерскую Александра Сокурова, авторитетного режиссера, обладателя «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст». Тогда жизнь Балагова кардинально изменилась. Он стал знаменитым кинематографистом, а в Испании прошла премьера его фильма «Дылда». Это история о двух девушках, которые пытаются начать жизнь заново в Ленинграде 1945 года, где после Второй мировой войны остались одни руины. Как и в своем первом полнометражном фильме «Теснота», режиссер хотел показать насилие в отношении женщин. Действие второго фильма разворачивается в другом месте и в другую эпоху. «Прозвучит странно, но для меня описание такого насилия выполняет функцию самосознания. Мне комфортно в этой вселенной женщин, при помощи этих персонажей я изучаю самого себя, — говорит он. — Я не хочу, чтобы меня ассоциировали с насилием в отношении женщин. Я всегда жил в окружении женщин, моей матери и сестры, и в нем я чувствую себя защищенным».
Во время съемок было проведено большое количество репетиций, а также снят pre-shoot, что-то вроде фильма-черновика, для того чтобы «настроить положение камеры». Балагову очень нравится работать с цветами, каждый фильм он старается снять в определенной цветовой гамме. «Я верю в драматургию цвета, поэтому выбрал красный и зеленый. Красный символизирует потрясение, боль, события, разъедающие душу; зеленый означает надежду». Для передачи эмоций Балагов использует серые цвета. Нет ни героев, ни злодеев, есть только скрытая борьба за контроль над эмоциями: «Две главные героини любят друг друга и придают друг другу силы. Сокуров при обучении всегда настаивал на том, что самое важное — это понять персонажей и найти им оправдание». На вопрос, по-прежнему ли он советуется с Сокуровым, режиссер ответил: «Не так, как два года назад при съемках первого фильма, но душой он всегда рядом. Он мой учитель и наставник».