Россия и Катар поставляют по относительно низким ценам газ, имеющий высокую конкурентоспособность на мировом рынке. В настоящее время США прилагают большие усилия, чтобы ограничить доступ России на газовый рынок Европы, но американский газ имеет более низкую конкурентоспособность по сравнению с российским. Американцы вынуждены сначала сжижать природный газ, чтобы доставить его в место назначения, а затем снова возвращать ему газообразное состояние прежде чем закачивать в европейские трубопроводы.
Вопрос об экспорте российского газа в Европу превратился в острую политическую проблему, когда российская компания «Газпром» подписала с европейскими компаниями ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall соглашение о строительстве двух ниток трубопровода «Северный поток — 2» с общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год, которые пройдут от побережья России через Балтийское море до Западной Европы. Соглашение о строительстве нового трубопровода раздражало США как в экономическом, так и в политическом плане. Во-первых, дешевый российский газ, поступающий в Европу в необходимых объемах, снижает возможность поставок сжиженного природного газа (СПГ) в европейские страны. И хотя в этом году цены на мировом газовом рынке снизились, стоимость американского СПГ остается значительно выше, чем стоимость российского газа, который экспортируется напрямую с сибирских месторождений в Европу по 2,5 доллара за миллион БТЕ (Британская тепловая единица — единица измерения тепловой энергии в английской системе мер, прим. ред.). К слову, цена поставок СПГ из США в Европу составляет около 5,5 долларов за миллион БТЕ.
Во-вторых, США открыто заявляют, что российский газопровод «Северный поток — 2» сделает Европу еще более зависимой от поставок российского газа. Американцы не хотят, чтобы энергетическая безопасность Европы зависела от поставок энергоресурсов из России, и поэтому они объявили о введении жестких санкций против компаний и банков, участвующих в строительстве трубопровода. В декабре президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны на 2020 год, в который заложены санкции не только против России, но и против стран и компаний, которые с ней работают над строительством газопровода «Северный поток — 2». Но американские санкции пока не оказали большого влияния на прокладку трубопровода. По оценкам экспертов, большая часть труб по 1224-километровому маршруту «Северный поток — 2» уже проложена, но окончательно проект будет завершен только во второй половине 2020 года. Это говорит о том, что новые американские санкции не помешают достроить трубопровод. «Северный поток — 2» столкнулся с некоторыми трудностями, но не из-за давления со стороны США, а скорее из-за длительных сроков выполнения законодательных и административных процедур, связанных со строительством трубопровода в территориальных водах балтийских стран. К слову, канцлер Германии Ангела Меркель рассчитывает на запуск газопровода «Северный поток — 2», поэтому занимает жесткую позицию в отношении американских санкций против России, которые могут помешать завершить строительство.
Со своей стороны, министр иностранных дел России Сергей Лавров пообещал ответ на санкции США без ущерба для своей страны, заявив, что «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» будут достроены и запущены при любых обстоятельствах, тем самым увеличивая объемы экспорта российского газа в Европу. Также он сообщил, что поставки газа по трубопроводу «Турецкий поток» начнутся уже через несколько недель.
Дело в том, что с запуском трубопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» Россия фактически станет доминирующей силой на европейском газовом рынке. Европа не видит в этом никакой угрозы для своей энергетической безопасности, а скорее наоборот рассчитывает извлечь выгоду. Например, она надеется на обеспечение долгосрочных поставок, низкие цены и помощь в оказании давления на других поставщиков природного газа, чтобы те опустили цены на газ до уровня российских. Алжир уже столкнулся с довольно жесткой конкуренцией с российским газом на европейском газовом рынке. Объем экспорта алжирского газа в Европу, особенно в Нидерланды и Италию, значительно сократился, а цены снизились примерно до 2,5 долларов за миллион БТЕ. Кроме того, огромные запасы российского природного газа оказали негативное влияние на азиатские газовые рынки, где Китай является основным импортером. Российско-китайское соглашение о строительстве трубопровода «Сила Сибири» привело к падению цен на газ на 25% в 2019 году. По ожиданиям экспертов, цены на газ в ближайшие месяцы не будут держаться на одном уровне из-за медленного роста спроса на газ в Китае, но увеличение спроса на газ в Индии сможет это компенсировать. К слову, поставки российского газа в Европу окажут значительное влияние на разведку и разработку месторождений природного газа в Восточном Средиземноморье. Напомним, что газовые месторождения в восточной части акватории Средиземного моря находятся на глубине 3-5 тысяч метров ниже дна, поэтому стоимость добычи газа в этом регионе очень высока и при нынешних ценах на нефть не является рентабельной.
По мнению экспертов, активный поиск и разработка газовых месторождений в Восточном Средиземноморье не имеет смысла, учитывая огромные объемы поставок российского природного газа в Европу по различным магистральным трубопроводам. Европа стремится диверсифицировать источники получения энергоносителей, в частности, газа, но, к сожалению, она не может игнорировать связанные с этим экономические трудности, потому что компании-потребители, будь то частные или государственные, не собираются нести убытки из-за импорта дорогостоящего газа, а правительство не сможет им их компенсировать. Таким образом, нынешние конфликты в Восточном Средиземноморье из-за газовых месторождений отражают реальные политические конфликты между правительствами, каждое из которых стремится улучшить своей имидж в глазах граждан, а ужесточение риторики и угрозы вплоть до начала военных действий всего лишь «пыль в глаза». В нынешних условиях маловероятно, что обнаружение крупных месторождений природного газа в Восточном Средиземноморье приведет к их разработке. Лучшим доказательством служит позиция итальянской компании ENI, которая занимается разработкой газового месторождения Nour у берегов Египта. В первом квартале 2019 года ENI должна была объявить о начале работ по развитию месторождения Nour, но этого так и не произошло, и вероятно не произойдет, если только правительство Египта не продаст ENI газовое месторождение или не согласится поставлять газ европейским странам.
Суть в том, что Россия является основным игроком на мировом газовом рынке и играет доминирующую роль на газовом рынке в Европе, а санкции США не смогли ей помешать. В свою очередь, разработка нефтяных и газовых месторождений в Восточном Средиземноморье будет зависеть от подписания долгосрочных контрактов с добывающими компаниями на поставку газа. В целом, на глобальных газовых рынках не стоит ожидать значительного изменения картины в следующем году, особенно после того, как в этом году цены на газ упали на 25%. Кроме того, маловероятно, что в ближайшее время будет происходить разработка газовых месторождений в Восточном Средиземноморье, потому что добывающие компании стремятся к заключению долгосрочных контрактов на поставку добытого газа.