Москва не сможет существовать без метро. Восемь с половиной миллионов пассажиров ежедневно спускаются в самую большую подземку Европы. А сейчас она расширяется еще больше, причем все эти изменения происходят с огромной скоростью. Цель — разгрузить улицы и дороги.
«Уважаемые пассажиры! Будьте взаимовежливы. Уступайте места инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми и беременным женщинам!»
Этот призыв каждый день можно услышать в московском метро. Метро — пульсирующая кровеносная система российской столицы, по которой ежедневно перемещаются примерно 8,5 миллионов пассажиров. В часы пик под землей одновременно может находиться до одного миллиона человек.
Люди стоят как сельди в бочке, пробиться к выходу бывает нелегко. Поезда ходят каждые 90 секунд, пассажиры вываливаются из вагонов, набиваются в вагоны, а в подземных переходах масса народа движется, словно огромный извивающийся подземный червь.
Тебе наступают на ноги, тебя толкают. Но ты все равно каждый раз добираешься туда, куда нужно. Общая длина путей московской подземки — 397 километров, а станций в ней 232. Это пятое по величине метро в мире и самое большое в Европе.
И оно продолжает расти. С 2010 года построено 80 новых станций. К 2025 году планируют построить еще 64. В то же время российские железные дороги строят два новых маршрута на поверхности: один в форме кольца, а другой — будто щупальца спрута, простирающиеся далеко в пригороды столицы.
Кольцевая дорога МЦК начала работать три года назад и быстро стала очень популярной.
IT-бизнесмен Дмитрий Большаков, с которым мы встретились в одном из поездов Московского центрального кольца, говорит, что власти «в кои-то веки» приняли правильное решение.
«На машине застреваешь в пробках. В метро очень много людей. А поезд — лучшее, что они могли сделать», — считает он.
Однако большинству пассажиров общественного транспорта в Москве все-таки больше всего подходит метро. Это однозначно самая обширная транспортная система в городе.
«Я всегда езжу на метро с работы и на работу, а также в свободное время. Это быстро, и ты можешь быть уверен, что точно попадешь из пункта А в пункт Б», — говорит Юлия Степеннова.
С Юлией я встретилась на новой станции метро «Савеловская». Она входит в огромное кольцо под названием Большая кольцевая линия, которая должна стать самой большой в мире круговой веткой метро. Большую кольцевую линию строят за пределами существующей Кольцевой, которая уже много лет сильно перегружена, потому что система метро спроектирована таким образом, что все пересадки с одной линии на другую можно совершать только на Кольцевой линии и внутри нее.
Предполагается, что теперь Кольцевая линия разгрузится, поскольку пассажиры смогут пересаживаться на другие линии раньше. Когда к 2023 году строительство Большой кольцевой линии будет закончено, на ней будет 31 станция, а длина ее составит 69 километров.
«Метро покрывает все большую территорию. Раньше мне приходилось ехать и на автобусе, и на метро. Это занимало гораздо больше времени», — сообщает Елена Шеринская.
Я спрашиваю, что она думает о новой «Савеловской» с ее строгим дизайном, черным мрамором и гранитом.
«Конечно, она не такая красивая, как «Маяковская». Но выглядит очень прилично», — милостиво отвечает Шеринская.
«Площадь Революции» — одна из самых известных старых станций. Ее украшают 76 статуй, представляющих идеальных советских граждан: матросов, крестьян, солдат. Рядом с солдатами — собаки, и у пассажиров есть традиция гладить их по носу, проходя мимо. За многие десятилетия носы собакам натерли до блеска.
«Если погладишь собаку, это принесет удачу и богатство. Я часто бывают на этой станции, и каждый раз глажу», — говорит Анна Арапаева.
У многих москвичей двойственное отношение к своей подземке. Они ненавидят толчею и толпы народу, но при этом знают, что метро — вид транспорта, неподвластный пробкам.
«Я даже думать боюсь, как выглядела бы Москва без метро. Был бы полный коллапс!» — говорит Юлия Степеннова.
Однако с ростом метро возникают и новые проблемы. По мере удлинения линий вагоны все быстрее забиваются под завязку. На станциях ближе к центру пассажиры в час пик уже не могут в войти в вагон. Жители районов вокруг станции метро «Кузьминки» на юго-востоке Москвы даже начали протестовать по этому поводу. Они собирают подписи под петицией в интернете, требуя, чтобы от их станции начали пускать пустые вагоны.
Заместитель начальника Московского метрополитена Роман Латыпов говорит, что о проблеме известно и сейчас пытаются ее решить.
«Мы ввели в эксплуатацию новые гораздо более вместительные вагоны. Еще мы достроили другую линию, которая разгрузит это место, что тоже улучшит ситуацию», — говорит Латыпов.
И метро, и поезда работают полностью на электричестве. Большая часть электричества в Москве производится на газовых электростанциях, работающих на ископаемом природном газе. Выхлопы от них гораздо меньше, чем от угольных электростанций.
Не все москвичи рады тому, что железнодорожные пути и ветки метро тянут далеко в пригороды. Многие считают, что город растет слишком быстро, а увеличивающаяся подземка только провоцирует новое строительство.
«Как только планируется новый отрезок метро, все поля вокруг него начинают застраивать огромными высотками, и туда переезжают люди из регионов. Было бы гораздо лучше использовать все эти деньги на развитие региональных городов вроде Воронежа и Екатеринбурга», — считает Петр Шкуматов. Он возглавляет Общество синих ведерок, члены которого недовольны тем, как высокопоставленные чиновники и политики Москвы разъезжают по городу с голубыми мигалками и тем самым усугубляют пробки.
Заместитель начальника Московского метрополитена Роман Латыпов — оптимист. По его словам, исторические станции метро в центре Москвы так хорошо спроектированы, что выдержат сегодняшнюю нагрузку.
Что касается очередей, то, по словам Латыпова, важно растягивать их в длину.
«Когда народ начинает толпиться, это отнимает больше времени у всех. Очередь должна виться. Поэтому мы поставили в разных местах ограждения, чтобы очередь продвигалась вперед, извиваясь, как змея».
Турникеты в московском метро ставят наискосок, а не прямо — это улучшает пропускную способность. По необходимости можно изменять их направление: одни и те же турникеты то впускают людей в подземку, то выпускают. Когда пассажиров на перроне становится слишком много, сотрудники выключают один из эскалаторов — тогда поток прибывающих людей уменьшается, и перрон не переполняется.
В маленькой будке у каждого эскалатора в московской подземке сидит сотрудник, который следит за потоками людей.
«У них две важные функции. Во-первых, они следят за пассажиропотоком. Во-вторых, они механики. Если с эскалатором какая-то проблема, они тут же выходят и чинят его. В метро с такой пропускной способностью, как у нас, везде должны быть наготове люди, потому что любую проблему нужно решать тотчас же».
Всего в московском метро работает 57 тысяч человек. Руководство не планирует уменьшать число билетных касс, хотя людей, которые платят за проезд платежными картами или с помощью мобильных приложений, становится все больше.
«Многие пассажиры просят сохранить кассы. Им нравится общаться с людьми при покупке билета».
В 2013 году начали использовать «Тройку» — общий проездной для метро, поездов, трамваев, автобусов и троллейбусов.
«Москва делает все, чтобы убедить людей использовать общественный транспорт. Власти строят перехватывающие парковки неподалеку от станций метро: там можно бесплатно оставить свою машину на целый день, если у тебя есть билет на проезд туда и обратно. Эти парковки уже полностью заполнены», — рассказывает Роман Латыпов.
Несмотря на все эти усилия по развитию общественного транспорта, количество автомобилей в Москве продолжает расти. В 1990 году на тысячу москвичей было 110 автомобилей, а в 2017 году эта цифра составила 370. Сегодня в Москве чуть более 8 миллионов автомобилей, и ничто не указывает на то, что тенденция может измениться.
«Город вкладывается в метро, но при этом строит все больше автодорог. Одно противоречит другому», — говорит Егор Егоров, член организации «Архнадзор», которая борется за сохранение исторических районов Москвы.
Однако Роман Латыпов считает, что метро — это единственный способ если не остановить, то хотя бы затормозить рост количества автомобилей на дорогах.
«Каждый раз, когда мы строим новую станцию, у нас появляются новые пассажиры, которые выбирают метро. С 2020 года количество пассажиров метро увеличилось на 20%. А город Москва, несмотря ни на что, так сильно не вырос. Таких цифр не было бы, если бы часть автомобилистов не начали пользоваться метро».
Московское метро
Метро в Москве открылось в 1935 году. Его строили при сотрудничестве со специалистами из лондонской подземки. Но многих британцев арестовал и выслал назад в Великобританию КГБ, который начал подозревать, что им слишком много известно о планировке города.
Первые станции метро были богато украшены, а на строительные материалы и разработку архитектуры ушли огромные средства. На многих станциях были мраморные стены, высокие потолки и большие люстры, которые должны были символизировать новое коммунистическое общество. После войны станции дизайн станций стал гораздо более простым. А в 1970-е годы начался новый период расточительности.
Сегодня в московском метро 232 станции и 15 веток. Запланированы еще 64 станции и новая кольцевая линия.
По расчетам, это может обойтись в сумму более 2 триллионов рублей. Начатый сейчас процесс расширения метро будет продолжаться до 2025 года.
Кроме того, метро можно использовать как бомбоубежище. Некоторые станции построены так, чтобы выдержать взрыв атомной бомбы.
В 2016 году в эксплуатацию ввели Московское центральное кольцо. Это круговая наземная линия с 31 станцией, многие из которых связаны с метро. При строительстве МЦК частично пользовались старой советской инфраструктурой.
Сейчас воплощается в жизнь проект Московских центральных диаметров — системы линий железнодорожного транспорта, которые будут в пяти местах пересекать Москву с севера на юг. Все должно быть готово примерно к 2024 году, и в первую очередь диаметры предназначены для работающих в столице жителей регионов. Проект призван разгрузить крупные шоссе вокруг Москвы.
Московское метро и связанные с ним наземные железнодорожные линии начинают работу в 5:30 утра, а закрываются в час ночи. Билетная система единая.