Вчера, 24 января, канцлер Германии Меркель, которая перешла в дипломатическую атаку, созвав Берлинскую конференцию по Ливии, побывала в Стамбуле. В ходе переговоров с президентом Эрдоганом обсуждались критические темы. Даже названия папок, лежавших на столе (торговля, ЕС, Идлиб, безопасная зона, Восточное Средиземноморье, Ливия и беженцы) указывали на необходимость укрепления двусторонних отношений.
Надо отдать Меркель должное. Она проводит более разумную политику, чем президент Франции Макрон. Видит, что в интересах Европы работать с Турцией. В 2017 году Меркель прилагала усилия к управлению напряженностью в отношениях Турции с ЕС. Сейчас Меркель, которая через несколько месяцев покинет пост канцлера, желает успешно завершить свою политическую миссию, работая с Эрдоганом. Меркель видит, что такие вопросы, как беженцы и Ливия, напрямую касаются как будущего ЕС, так и бремени Германии в союзе. Она знает, что после Брексита залогом будущего европейского континента станет построение крепких отношений с тремя крупными странами: Россией, Турцией и Великобританией.
Если Европа будет сама заботиться о себе…
Меркель отдает себе отчет в том, что с изменением глобальной роли США Европе придется самой позаботиться о себе и в условиях этой новой действительности работать с Турцией под руководством Эрдогана. Ведь в последние годы Анкара проводит активную политику на геополитической оси, протягивающейся от Ирана до Северной Африки. Так, подписав два меморандума с Ливией 27 ноября, Турция показала, что является незаменимым игроком. Только работая с Анкарой по многим вопросам, от соглашения по беженцам до санкций против Ирана, от передела углеводородных ресурсов Восточного Средиземноморья до политического урегулирования в Ливии, Берлин может усилить свое влияние.
Ведь в каждом кризисе на этой оси требуется стабилизирующая роль Турции. Формирование антитурецких настроений в европейском общественном мнении не вносит никого вклада в решение общих проблем ЕС и Турции. Например, европейские политики должны перестать называть «шантажом» предупреждения Эрдогана о нестабильности на Ближнем Востоке и беженцах. Анкара не использует поток беженцев в качестве «карты» против своих союзников. Эти предупреждения, наоборот, следует рассматривать как предложение к совместной работе.
Распределение нагрузки обязательно
Терроризм и беженцы — проблемы, вызванные гражданской войной в Сирии, за которые Турция платит самую высокую цену. Распределение нагрузки неизбежно. Отсутствие достаточного внимания к сирийскому кризису со стороны европейских столиц привело, с одной стороны, к ослаблению самого ЕС, с другой — ухудшению его отношений с Турцией. Теперь эта ошибка не должна повториться в Ливии. Политика Меркель в отношении Ливии и ее заявления в Стамбуле свидетельствуют о необходимости извлечь уроки из Сирии. Кроме того, обещание Меркель выделить дополнительные средства для сирийцев, находящихся в Турции, и помочь обеспечить жильем идлибских беженцев, вселяет надежду на укрепление двусторонних отношений Турции и Германии.
В вопросе безопасной зоны Меркель, обратив внимание на ООН, оставила возможность для дальнейшего обсуждения. Но известна также разобщенность ЕС, затрудняющая выработку единой внешней политики. К тому же очевидно, что без санкций Хафтар (Haftar) не откажется от агрессии. На совместной пресс-конференции с Меркель Эрдоган предельно четко дал понять, что Хафтару, который не подписал соглашение о прекращении огня, нельзя доверять. Если Меркель желает укреплять отношения с Турцией и продолжать инициативу по Ливии, ей необходимо попытаться преодолеть два препятствия.
Две преграды
Такими препятствиями, стоящими на пути Европы, является безответственный авантюризм Франции и Греции. Макрон, поддерживая Хафтара, саботирует стабильность и мир в Ливии. В некотором смысле провоцирует новый наплыв беженцев и террористов, которые являются кошмаром для ЕС. А с Грецией, другим сторонником Хафтара, ситуация еще проблемнее. Афины делают весь ЕС заложником своих максималистских требований в Восточном Средиземноморье. Совершенно очевидно, что морская юрисдикция Турции не может ограничиваться заливом Анталья. К тому же Греция не способна внести свой вклад в возвращение сирийских беженцев. Поэтому Меркель во имя общих долгосрочных интересов Европы необходимо преодолеть узкие амбиции Франции и Греции. Посмотрим, сможет ли Меркель завершить свой срок, выполнив эту неотложную миссию?